logo
Ответы на билеты (ГОСы)

16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (или «харизматическая теория») исходит из положений немецкой психологии концаXIX– началаXXв. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Ее представители ввели понятие «харизма» - исключительная одаренность человека, который производит особое впечатление на окружающих его людей.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особо тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц – возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие. Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты вообще лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру, и, тем более, существующих у него.

Разочарование теории черт было настолько велико, что в противовес ей была даже выдвинута теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства.

«Ситуационная теория лидерства». Утверждается, что лидерство – продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайне мере в каком-то одном качестве, но поскольку это качество и является необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена. Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Интересно, что этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидеравыдвижениеего группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него появления необходимой в данной ситуации черты (этот подход также называют еще ифункциональным).

Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать объяснение тому, что только определенные люди становятся лидерами и что не только ситуация определяет их движение. Во-первых, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет им и в другой. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, который работает в дальнейшем на избрание данного человека лидером и во второй раз. И в-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».

«Системная теория лидерства»- более компромиссная. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует потому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемаявероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.

Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обменакак механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Д ж. Хоманс, Д. Тибо, К. Кели и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким обрезом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

  1. Теория черт (Ф. Гальтон, Р. Стогдилл)

Лидер – человек, обладающий определенным генетически заданными качествами. Задана историческим контекстом.

  1. Ситуауционная теория лидерства (Р. Гибш, М. Форверг)

Человек, индивидуальные особенности которого так подходят к ситуации, что группа выбирает его в лидерство.

  1. Лидерство как пограничная роль (теория систем) (М. Мэмфорд).

5+5+5-4-4

2+2+2+2+2

  1. Лидерство как образ (когнитивный подход – Грин, Митчелл) – как группа приходит к выводу, что именно этот человек является лидером.

  2. Лидерство как процесс (интеракционистский подход – Зан, Вульф, Ашур, Шринивазан, Шризхейм) – акцент на взаимодействии между членами группы – лидер осуществляет взаимодействие с каждым членом группы на основе предыдущего взаимодействия. Взаимодействие определяется социальным интеллектом, в котором оно осуществляется.