logo
Ответы на билеты (ГОСы)

7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.

1. Потребность – первая предпосылка деятельности субъекта

Потребность – это состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Главная характеристика потребности – предметность. Предметность – это необходимость в том, что лежит вне организма.

2. Предмет потребности – материальный или идеальный – является мотивом деятельности.

Побудителем деятельности является не сам предмет, а его значение для субъекта.

Таким образом Леонтьев заявляет о смыслообразующих функциях мотивов.

3. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов.

4. В ходе деятельности могут возникать новые мотивы – «сдвиг мотива на цель» (это механизм превращения цели в мотив).

5. Полимотивированность деятельности человека – любая деятельность побуждается несколькими мотивами.

Можно выделить ведущие мотивы, которые выполняют побудительную и смыслообразующую функции, и второстепенные мотивы-стимулы, которые лишены смыслообразующей функции, но побуждают человека.

Впервые полимотивация деятельности появляется в дошкольном возрасте, когда у ребенка развивается соподчинение мотивов при столкновении различных видов деятельности.

Эксперимент: эффект горькой конфеты: у ребенка дошкольного возраста сталкивали разные мотивы. Именно в дошкольном возрасте появляется столкновение мотивов.