logo
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.

Понимание природы индивидных свойств (ИС) человека, их роли в регуляции поведения личности, методов изучения за­висит от того, какое место отводится ИС в организации личности.

Общая схема ИС человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым, который и ввел понятие «ИС» человека. ИСЧ являются объектом исследований дифференциальной психофизиологии, психогенетики, нейропсихологии, психосоматики и некото­рых пограничных с психологией личности дисциплин, напр., геронтология.

Общая схема ИСЧ.

ИСЧ разделяются на два широких класса: класс 1, возрастно-половые свойства и кл 2-индивидно-типические свойства. В свою очередь ИТС расчленяются на три группы - конституция индивида, нейродинамические свойства мозга, функциональ­ная асимметрия индивида. В школе Ананьева указанные 2 класса ИСЧ называют первичными и полагают, что они опреде­ляют динамику таких вторичных индивидных образований как психофизиологические функции и органические потребно­сти. Наивысшая форма интеграции ИСЧ - темперамент и задатки.

Первичные ИТС характеризуют иногда в широком смысле слова как нейродинамические индивидные свойства. Вторичные свойства и темперамент с задатками относят к психодинамическим свойствам человека, с которыми в более узком значении связывают хар-ки только темпер-та.

Из общей схемы ИСЧ, предложенной Ананьевым, видно, какого рода классы или подклассы свойств выступают в качестве критериев классификации т. или и. Типологии человека.

Большое количество исследований нейродинамических свойств проведено в школе Б.М.Теплова - В.Д.Небылицина. Рабо­тами этой школы заложены основы отечественной психофизиологией индивидуальных различий, восходящей своими исто­ками к учению о типах ВНД Павлова. Благодаря накопленному в этой области материалу все более явственно проступает тенденция к пониманию этих свойств как природных предпосылок индивидуальных различий личности, прежде всего ее общих и специальных способностей.

В исследованиях В.С.Мерлина разрабатывались представления об интегральной индивидуальности, нацеленные на изуче­ние роли общих свойств не в динамике индивидуального стиля деятельности.