logo
Ответы на билеты (ГОСы)

3. Необихевиоризм и его варианты.

В 20-е гг. наблюдается кризис поведенческой психологии Уотсоновского типа.

Становится понятным несостоятельность формулы стимул-реакция.

Среди сторонников поведенческой психологии возникают попытки дополнить это формулу, возникает проблема черного ящика и предпринимаются попытки нахождения промежуточной переменной.

Особенно наглядно несостоятельность форму стимул-реакция показало учение Павлова.

В конце 20-х – начале 30-х гг. сторонники бихевиоризма пытаются включить сферу экспериментального изучения внутренние ненаблюдаемые процессы, но не физического, а психологического плана. Эти психологи образовали направление необихевиоризма.

2 центральных теории: Кларк Халл, Эдвард Толмен

Признали недостаточность бихевиоральной формулы и заменили ее иной, которая содержала определенное звено – промежуточная переменная, которая опосредует поведение организма.

Промежуточную переменную вводит Толмен в 1934 г. Понятие промежуточной переменной у Хала и Толмена различны. Система Хала формируется под идеями Павлова, а Толмен использует традиционную психологическую систему понятий, дополняя ее собственной переработанной терминологией гештальтпсихологии.

Толмен: «Целенаправленное поведение животных и человека» - книга.

Промежуточные переменные – это внутренние процессы, которые можно вывести наружу и очень точно изучить. Толмен выделял намерения, ожидания, знания (в качестве промежуточных переменных).

Намерение – форма поведения, которая возникает как бы спонтанно, имеет изменчивый характер и продолжается до тех пока, пока не произойдет изменение ситуации.

Противоречие: намерение - и форма поведения, и детерминанта поведения.

Любое поведение направлено на достижение цели.

Поведение представляет собой целостную организацию, а не цепочку отдельных реакций. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков; и вознаграждение и поощрение оказывают слабое воздействие на научение.

Организм связан окружением сетью познавательных отношений и постепенно осваивая обстановку строит познавательную или когнитивную карту того пути, которым нужно следовать для решения задач.

Толмен выделяет особый тип обучения: латентный (скрытый). Он играет роль, когда подкрепление отсутствует, но оно способно изменять поведение.

Теория Толмена заставила пересмотреть взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде, такие как, целевая регуляция действий живых существо, их способность к активно познавательной работе.

Халл: промежуточная переменная носит название навык.

Это невидимое состояние нервной системе, реально существующее, когда оно и не опосредует действие. Навык образуется при наличии подкрепления. Оно может быть первичным и вторичным.

Сила навыка зависит от частоты и количества подкреплений и от интервалов между реакцией и подкреплением, и условным раздражителем и рефлексом.