logo
Ответы на билеты (ГОСы)

4. Методы и источники истории психологии.

  1. Метод теоретической реконструкции описания и критического анализа научных систем прошлого, конкретных программ получения, обосновании и систематизации психологического знания.

Использовать метод необходимо вместе с принципами историко-психологического анализа и указывать на связь прошлого с современностью. Ошибкой метода является сильный крен в социологический анализ. Результатом использования метода является ретроспективное возникновение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т.п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Направления, в которых может использоваться метод:

  1. изучение отдельных школ

  2. система взаимодействия между школами.

  1. Изучение архивных материалов - поиск, комментирование, снабжение ссылками, примечаниями и т.п.

  2. Метод интервьюирования ученых (olalhistory– устная история).

  3. Биографический или автобиографический метод

  4. Анализ научных ссылок – установление частоты цитирования научных трудов.

Цель - получение сведений и связь между научными направлениями, о тенденциях развития науки, дает знания об актуальных проблемах, периодах интереса к этой проблеме и т.д.

Ограничения метода: частота цитирования связана не только с объективной значимостью труда, но и с другими факторами. Использовать метод необходимо с другими методами.

Источники истории психологии:

  1. Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний (труды философов, психологов прошлого и т.д.).

  2. Общественная практика (медицина, обучение, воспитание, юриспруденция, материальное производство и т.д.).

  3. Другие науки (языкознание, этнография, антропология, физика, химия, астрономия и т.п.).