logo
Ответы на билеты (ГОСы)

- Осознающими общность интересов.

  1. Проблема психологии больших социальных групп, соотношение социального и индивидуального в групповой психологии. Методологическое значение исследования психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида.

Все содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами.

В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Можно выделить две части общественной психологии:

- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

Социально-психологический анализ больших групп может рас­сматриваться как подход к познанию психики индивида.

Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающих­ся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:-

- какие группы обладают признаком «большие»;

- какова структура психологии больших групп;

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

- большая группа — это случайно, стихийно возникшая, доста­точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­тория);

— социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);

- большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;

- большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и отличающие их от малых групп.

В больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обы­чаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

— через общение, большая часть которого происходит в опреде­ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое» для всех, но именно общее.

Социальный тип личности обычно мыслится как тип личности представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определен­ной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как бы подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровняхисследования.

Предполагается, что основная проблема в исследовании психологии больших социальных групп — проблема научного инструментария иисследовательской технологии. Какой из научных инструментов может быть наиболее адекватным для исследования психологии больших социальных групп? Какова должна быть совокупность классовой илиэтнической подобщности, чтобы обеспечить достоверность получаемых результатов? Каковы принципы интерпретации результатов? Эти и многие другие вопросы еще ждут своего решения.

Думается, что строгая научная проработка этой проблемы вообще невозможна- только « рамках того или другого отдельного государства. Должны быть единая серьезная научная программа мирового научного сообщества и соответствующее международное ее финансирование. Вопрос в другом — животрепещущая ли эта проблема для разных стран на данном этапе? Это тоже вопрос истории.

Методы исследования психологии большой социальной группы

Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со­циальной психологии приходится прибегать к ис­пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не­которых продуктов культуры. Вспомним пред­ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по­знания «психологии народов», т.е. еще на заре своего возникновения социальная психология обращалась к ис­пользованию таких методов. Одной из современных форм применения та­ких методов являются так называемые межкультурные исследова­ния, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза­тельно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп применяются и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Они не всегда вскры­вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по­лучить значимые корреляции.

При изучении боль­ших групп социальная психология использует также анализ знаковых систем, при­нятый в языкознании.

Существенный вклад в исследование психологии больших со­циальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной С. Мос­ковиси во французской психологической школе. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыден­ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, влас­ти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта и дея­тельности группы. Созданное груп­пой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типич­ные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя фор­мированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере­даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об­стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. По существу через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологичес­кий облик.

Эта концепция помогает более точно определить понятие «менталитет». Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от­ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя­ми, их типичных «ответов» на картину мира. Представители опре­деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи­ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред­ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя­ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.

  1. Структура психологии больших социальных групп: статические и динамические компоненты.

Психология большой социальной группы как и психи­ка отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Го­рячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части:

1) психический склад - более устойчивое образова­ние, к которому относят

социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

2) эмоци­ональная сфера - более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

Психологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психоло­гия группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожден­ное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный неко­торой социальной группе: определенному соци­альному классу, какой-либо профессии или воз­растной группе, как правило, с указанием либо стра­ны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной сте­пени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим инди­видуальным психологическим характеристикам, по степени вовле­ченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнеде­ятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос­тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло­гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии лич­ности «входит» в психологию группы.

  1. Психология этноса: понятие "психологический склад нации" и "национальный характер".

Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в истори­ческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важ­нейшее содержание процесса социализации индивида. Через бли­жайшее окружение, прежде всего, через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной куль­туры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принад­лежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этничес­кой группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксиро­вать целый ряд характеристик, которые свойственны именно дан­ной этнической группе.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психи­ческом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно труд­но поддающимся операциональному определению. Поэтому пред­принят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» упот­ребляются понятия «национальный характер», «национальное само­сознание», просто «национальная психология».

В соответствии с традицией, сложившейся в со­циальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Национальный ха­рактер в качестве элемента психического склада может быть рас­смотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда вы­ступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких ти­пических, общих черт национального характера нельзя их абсолю­тизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные харак­теристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому — общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфи­ку английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естест­венно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка. Относительная устойчивость черт национального харак­тера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладаю­щих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» опреде­ленного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реак­ционных идеологий вопрос о способностях различных наций об­растает целым рядом политических спекуляций, порожденных раз­личными формами шовинизма и расизма.

Это особенно важно, коль скоро при исследовании способнос­тей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справед­ливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущ­ности учитывать специфику различных культур, в условиях кото­рых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом не-адаптированности теста к специфическим условиям данной куль­туры.

Игнорирование куль­турного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциоз­ный материал, который легко использовать в различных полити­ческих доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настоль­ко прочно включена в идеологический контекст, что игнориро­вать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психо­логическом анализе никак нельзя.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе пси­хическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отноше­ний, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враж­дебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негатив­ная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установ­кой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Скла­дывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этничес­ких групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических усло­виях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социаль­но-психологический механизм возникновения этнических стерео­типов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть со­чувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной полити­ки, от исторического опыта взаимодействия между народами. Эт­нические стереотипы складываются всегда в некотором социаль­ном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму пред­убеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоциональ­ного образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явле­ниями.

В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является отно­сительность психологических различий между группами. В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относи­тельно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гор­дости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распростра­ненность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне — представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня на­блюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж­цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, дат­чане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина на­звали шведок, австрийцы — итальянок, датчане — немок, а у ос­тальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гор­дости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени от­носительности представлений о содержании типичных характерис­тик различных национальных групп. В этнические стереотипы всег­да мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обу­словленные содержанием культуры и т.д.