- Осознающими общность интересов.
Проблема психологии больших социальных групп, соотношение социального и индивидуального в групповой психологии. Методологическое значение исследования психологии этих групп для понимания содержательной стороны ценностей и потребностей индивида.
Все содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами.
В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Можно выделить две части общественной психологии:
- динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;
более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.
Социально-психологический анализ больших групп может рассматриваться как подход к познанию психики индивида.
Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающихся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:-
- какие группы обладают признаком «большие»;
- какова структура психологии больших групп;
каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
какими методами можно пользоваться при изучении психологии больших групп.
Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:
- большая группа — это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
— социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);
- большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
- большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).
Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического анализа и отличающие их от малых групп.
В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций.
Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.
В социально-психологическом плане образ жизни больших социальных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.
Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:
- через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;
— через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.
Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности
Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое» для всех, но именно общее.
Социальный тип личности обычно мыслится как тип личности представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определенной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.
Богатство методик изучения различных социально-психологических процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как бы подтверждает справедливость такого предположения.
У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровняхисследования.
Предполагается, что основная проблема в исследовании психологии больших социальных групп — проблема научного инструментария иисследовательской технологии. Какой из научных инструментов может быть наиболее адекватным для исследования психологии больших социальных групп? Какова должна быть совокупность классовой илиэтнической подобщности, чтобы обеспечить достоверность получаемых результатов? Каковы принципы интерпретации результатов? Эти и многие другие вопросы еще ждут своего решения.
Думается, что строгая научная проработка этой проблемы вообще невозможна- только « рамках того или другого отдельного государства. Должны быть единая серьезная научная программа мирового научного сообщества и соответствующее международное ее финансирование. Вопрос в другом — животрепещущая ли эта проблема для разных стран на данном этапе? Это тоже вопрос истории.
Методы исследования психологии большой социальной группы
Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Вспомним предложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», т.е. еще на заре своего возникновения социальная психология обращалась к использованию таких методов. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.
При изучении психологии больших социальных групп применяются и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Они не всегда вскрывают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют получить значимые корреляции.
При изучении больших групп социальная психология использует также анализ знаковых систем, принятый в языкознании.
Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной С. Московиси во французской психологической школе. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта и деятельности группы. Созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.
Эта концепция помогает более точно определить понятие «менталитет». Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения и определяют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.
Структура психологии больших социальных групп: статические и динамические компоненты.
Психология большой социальной группы как и психика отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части:
1) психический склад - более устойчивое образование, к которому относят
социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.
2) эмоциональная сфера - более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.
Психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный некоторой социальной группе: определенному социальному классу, какой-либо профессии или возрастной группе, как правило, с указанием либо страны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).
Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.
Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы.
Психология этноса: понятие "психологический склад нации" и "национальный характер".
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего, через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе.
Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению. Поэтому предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология».
В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.
Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому — общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.
В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма.
Это особенно важно, коль скоро при исследовании способностей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справедливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущности учитывать специфику различных культур, в условиях которых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом не-адаптированности теста к специфическим условиям данной культуры.
Игнорирование культурного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.
Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляющимся при восприятии представителей другой этнической группы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.
Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.
Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.
В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами. В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распространенность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне — представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы — итальянок, датчане — немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп. В этнические стереотипы всегда мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обусловленные содержанием культуры и т.д.
- 1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
- 2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
- 3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение
- 4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.
- 5. Понятие методологического подхода.
- 6. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
- 7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
- 8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
- 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
- I. Классическая наука:
- II. Неклассическая наука
- III. Постнеклассическая наука
- 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания
- 11. Понятие парадигмы и научной революции по т. Куну
- 1. История психологии - ее предмет и задачи
- 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.
- 3. Периодизация истории психологических знаний.
- 4. Методы и источники истории психологии.
- 5. Принципы историко-психологического анализа.
- 3. Выявление социально-психологической направленности или идеологической сущности психических явлений.
- 6. Значение и место истории в системе современной психологии.
- 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в х1х. Исследования ч. Белла, и. Мюллера, э.Х. Вебера, г. Гельмгольца, ф.А. Галля.
- 2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
- 3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.
- 4. И. М. Сеченов и становление научной психологии в России.
- 5. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.
- 6. Возникновение дифференциальной психологии.
- 7. Исследование ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта.
- 8. Тесты Бинэ-Симона
- 9. Приложение психологии к медицине, к области промышленного производства.
- 10. Возникновение психотехники.
- 11. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.
- 1. Общая характеристика кризиса в психологии.
- 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- 3. Необихевиоризм и его варианты.
- 4. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования в бихевиоризме.
- 5. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.
- 6. Глубинная психология. Психоанализ з. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
- Метод лечения неврозов
- Теория личности
- Теория общества
- 7. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 8. Аналитическая психология к. Юнга.
- 9. Неофрейдизм и его варианты.
- 10. Концепция человека и личности в глубинной психологии.
- 11. Французская социологическая школа. Основные идеи э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля о типах мышления.
- 12. Описательная психология. «Философия жизни» в Дильтея.
- 13.Основные идеи э. Шпрангера
- 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии.
- 1. Работа в области психологической теории.
- 1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.
- 2 Этап: развитие психологии в годы вов
- 3 Этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.
- 4 Этап: 90-е гг. И современность
- 2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология м.Я. Басова и др.)
- 3. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 4. Учение о деятельности а.Н. Леонтьева.
- 5.Психология с.Л. Рубинштейна.
- 6. Теория формирования умственных действий и понятий п.Я. Гальперина
- 7. Развитие психологической теории в трудах б.Г. Ананьева.
- 8. Исследования б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
- 9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.
- 10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (л.И. Божович, ав. Запорожец, д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов).
- 5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
- 1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (д. Брунер, д. Норман, л. Фестингер, ф. Хайдер и др.)
- Классификация
- 2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)
- 3. Логотерапия в. Франкла.
- 4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
- 1. Познавательные процессы: общая характеристика.
- 1. Психика и познание.
- 2. Взаимосвязь познавательных процессов.
- 3. Общая характеристика ступени чувственного познания.
- 4. Понятие и критерии чувствительности по а.Н. Леонтьеву.
- 5. Проблема происхождения чувствительности.
- 6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.
- 2. Понятие об ощущении.
- 1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (с.Л. Рубинштейн).
- 2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
- 3. Концепция специфической энергии органов чувств й. Мюллера.
- 4. Свойства и закономерности ощущений.
- 3. Классификация ощущений
- 1. Классификация ощущений по модальности.
- 2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
- 3. Генетическая классификация г. Хэда.
- 4. Классификация ч. Шеррингтона.
- 5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
- 4. Восприятие
- 1. Феноменология восприятия.
- 2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
- Сравнение ощущения и восприятия
- 3. Теории восприятия.
- Структурализм
- Функционализм
- Конфигуроционизм (гештальт подход)
- Конструктивистский подход
- Экономический подход
- 4. Теория перцептивных действий.
- 5. Понятие «гештальт».
- Принципы гештальта
- Гештальт качества
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
- 7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
- 8. Восприятие времени.
- 9. Основные свойства перцептивных образов.
- 10. Отличие образов восприятия от представления.
- 11. Виды представлений.
- По ведущим анализаторы (по модальностям)
- По степени обобщенности
- По происхождению
- По степени волевых усилий
- 12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
- 1. Понятие «внимания», его значение и функции.
- 1. Особенности внимания как психического процесса.
- 2. Характеристики внимания как самостоятельного процесса.
- 3. Функции внимания.
- 4. Факторы, определяющие внимание.
- 5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- 6. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение.
- 2. Физиологические основы внимания.
- 1. Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»).
- 2. Принцип доминанты а.А. Ухтомского.
- 3. Нейрофизиологические механизмы внимания.
- 4. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
- 3. Теории внимания.
- 1. Внимание как результат двигательного приспособления.
- 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
- 3. Внимание как результат эмоций.
- 4. Внимание как усиление нервного раздражения.
- 5. Внимание как результат апперцепции.
- 6. Понятие внимания в гештальт-психологии.
- 7. Теории внимания в когнитивной психологии.
- 8. Модели ранней селекции: модель фильтра д. Бродбента, модель аттенюатора а. Трейсман.
- 9. Теории поздней секции.
- 10. Концепция внимания как умственного усилия д. Канемана.
- 11. Внимание как функция умственного контроля (п.Я. Гальперин).
- 12. Теория установки и проблема внимания по д.Н. Узнадзе.
- 13. Внимание как высшая психическая функция (л.С. Выготский).
- 1. Понятие о памяти.
- 1. Понятие «память».
- 2. Роль памяти в жизнедеятельности человека.
- 3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.
- I. По характеру психической активности:
- III. По использованию дополнительных средств:
- IV. По продолжительности сохранения материала:
- V. По участию наследственных механизмов:
- 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
- 6. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
- 7. Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.
- 2. Теории памяти.
- 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.
- 2. Теория памяти в бихевиоризме.
- 3. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии.
- 4. Эксперименты б.В. Зейгарник, г.В. Биренбаум. Эффект Зейгарник
- 5. Проблема памяти в когнитивной психологии.
- 6. Эксперименты а.А. Смирнова, п.И. Зинченко.
- 7. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти.
- 1. Понятие мышления, методы исследования мышления.
- 1. Науки, изучающие мышление.
- 2. Специфика изучения мышления в психологии.
- 3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.
- 4. Методы исследования мышления.
- 5. Понятие мышления в зарубежной и отечественной психологии (у.Джемс, к.Дункер, отечественный подход – с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев). У. Джемс
- К. Дункер (гештальтпсихология)
- 6. Мышление как познавательный психический процесс.
- Мышление как процесс
- 2. Виды мышления.
- 1. Критерии классификации видов мышления.
- 2. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- 3. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (б.М. Теплов).
- 4. Интуитивное и аналитическое мышление.
- 5. Творческое и критическое мышление (г.Линдсей, к.С.Холл, р.Ф.Томпсон).
- 6. Реалистическое и аутистическое мышление (э.Блейлер).
- 7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).
- 8. Произвольное и непроизвольное мышление.
- 3. Теоретические подходы к изучению мышления.
- Ассоциативная теория мышления
- Вюрцбургская школа
- Теория мышления в гештальтпсихологии
- Теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, б.Скиннер, э.Толмен)
- Психоаналитическая теория мышления (з.Фрейд, э.Блейлер)
- Теория интеллекта ж.Пиаже
- 1) Учение о функциях интеллекта
- 2) Учение о стадиях развитии интеллекта
- Культурно-историческая теория высших психических функций (л.С.Выготский)
- Теория развития понятийного мышления (л.С. Выготский)
- Теория мышления с.Л. Рубинштейна
- Теория мышления как деятельности (о.К.Тихомиров)
- Теория формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 4. Интеллект
- 1. Подходы к определению понятия интеллекта.
- 2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла
- 5. Развитие мышления.
- 2. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
- 3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.
- 6. Психология речи
- 1. Понятия языка и речи.
- 2. Взаимосвязь мышления и речи.
- 3. Генетические корни мышления и речи (л.С.Выготский).
- 4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
- 5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
- 6. Функции речи.
- Теория Жинкина-Горелова
- Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
- Теория автономной речи Выготского
- 8. Онтогенетическое развитие речи.
- 1. Основные проблемы психологии эмоций
- 1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
- 2. Виды эмоциональных процессов: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, настроение, чувства. Понятие эмоционального состояния.
- 3. Психологический стресс. Стадии стресса. Влияние психологического стресса на соматические функции.
- 4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.
- 2. Основные направления развития представлений об эмоциях
- 1. Проблема выражения эмоций в теории ч. Дарвина.
- 2. Интроспективная традиция изучения чувств. Взгляды в. Вундта на природу чувств и их характеристики (3 измерения чувств).
- 3. Периферическая теория у. Джеймса и к. Ланге.
- 4. Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.
- 5. Бихевиористский подход к проблеме эмоций.
- 6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).
- 7. Теория эмоций п.В. Симонова.
- 8. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда.
- 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.
- 1. Потребности как источник активности.
- 2. Стадии существования потребности (а.Н. Леонтьев).
- 3. Общая характеристика мотива.
- 4. Виды мотивационных образований.
- 5. Понятие и виды ценностных ориентаций.
- 6. Мотивация как процесс.
- 7. Виды мотивации.
- 8. Мотивация отдельных видов деятельности.
- 9. Методы исследования мотивации.
- 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации.
- 1. История изучения детерминации активности человека и животных (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, французские материалисты 18 века и др.).
- 2. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения (Дж.Уотсон, к. Халл, э. Толмен).
- 3. Психоаналитические теории мотивации (з. Фрейд, а. Адлер, к. Юнг).
- Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
- 4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (к. Левин).
- 5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).
- 6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
- 7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
- 8. Представления с.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
- 4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.
- 5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.
- 6. Структура волевого акта (с.Л. Рубинштейн).
- 7. Волевые процессы и их изучение.
- 8. Понятие волевых качеств личности.
- 9. Структура волевых качеств (е.П. Ильин).
- 1. Методологические основы психологии личности.
- 1. История и развитие представлений о личности.
- 2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
- 3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.
- 4. Личность как предмет психологического исследования.
- 5. Понятие о личности в современной психологии.
- 6. Методологические проблемы психологии личности.
- 7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции а.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Уровень философской методологии.
- 3. Уровень конкретной научной методологии
- 8. Идея личности в российской психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах
- Современные исследования в области психологии личности
- 2. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.
- 2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.
- 3. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- 4. Социальные условия развития личности.
- 5. Понятие социальной ситуации развития личности (л.C. Выготский, б.Г. Ананьев, л.И. Божович).
- 6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".
- 7. Процесс социализации личности, институты социализации.
- 3. Теория личности.
- 1. Психологическая теория: понятие, задачи, требования.
- 3. Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
- 4. Структура личности.
- 1. Понятие о структуре личности.
- 2. Диадный характер построения структуры личности. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Биологическое и социальное в структуре личности (б.Г. Ананьев)
- 3. Факторный подход к структуре личности (р. Кеттелл, г. Айзенк). Теория типов личности (Айзенк)
- Теория черт личности (р. Кеттелл)
- 4. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- 5. Влечение как элемент анализа структуры личности (з. Фрейд).
- 6. «Я» как единица личности (у. Джемс).
- 7. Диспозиция как элемент анализа строения личности (в.А. Ядов).
- 8. Отношение как единица строения личности (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
- 9. Личность как субъект общественных отношений (с.Л. Рубинштейн).
- 10. Деятельность как единица структуры личности (а.Н. Леонтьев).
- Структура личности
- 5. Индивидные свойства личности. Личность и индивидуальность.
- 1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
- 2. Классические теории темперамента.
- 3. Современные представления о типах внд человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (б.М. Теплов, в.Д. Небылицын, в.С. Мерлин, я. Стреляу).
- 4. Личность и индивидуальность. Человек
- Индивидуальность
- 5. Понятие «индивидуальность».
- 6. Подходы к изучению индивидуального характера: постановка проблемы характера в психоанализе з. Фрейда.
- 7. Опыт характерологии к. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
- 8. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров: концепции к. Леонгарда, п.Б. Ганнушкина, а.Е. Личко.
- 10. Понятие о способностях.
- 11. Задатки как органические предпосылки способностей.
- 12. Общие и специальные способности.
- 13. Взгляды на проблему способностей б.М. Теплова, а.Н. Леонтьева, в.В. Давыдова. А. Н. Леонтьев о формировании способностей
- Б. М. Теплов. Способности и одаренность
- 14. Понятие «одаренность» и ее критерии.
- Признаки одаренности
- Виды одаренности
- 2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.
- 3. Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.
- 4. Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.
- 5. Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).
- 6. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.
- 7. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).
- 8. Активность субъекта в деятельности как движущая сила развития личности (с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев).
- 7. Периодизация развития личности
- 1. Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
- 2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).
- 3. Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже).
- 4. Развитие личности как субъекта нравственного действия (л. Кольберг). Уровни нравственного развития (л.Кольберг)
- 5. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (з. Фрейд).
- 6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).
- 7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).
- Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин
- 8. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
- 1. Социальная психология как наука
- 1. Специфика понимания предмета социальной психологии в американской, европейской и отечественной парадигме.
- Американская парадигма
- Европейская парадигма (парадигма понимания)
- Советская парадигма (парадигма преобразования)
- 2. Соотношение общей и социальной психологии, социальной психологии и социологии.
- 3. Пограничный статус социальной психологии, тенденции его изменения.
- 4. Исторические условия и непосредственные научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Психология народов
- Психология масс
- 5. Первые социально-психологические теории.
- Психология народов
- Психология масс
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- 6. Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии. Первые социально-психологические теории и выделение социальной психологии в самостоятельную науку
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- Кризис социальной психологии (с 50-х нню хх в.)
- Современный период развития социальной психологии
- 2. Социальная психология личности
- 1. Интегральное определение личности.
- 2. Социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
- Динамическая составляющая
- 3. Понятие социализации.
- 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание
- Адаптация – механизм социализации.
- Стадии социализации
- Критерии социализации:
- 5. Проблема социальной идентичности личности.
- 6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
- 7. Понятие социальной установки.
- 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
- 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
- 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
- 11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в.А. Ядова.
- 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок.
- 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.
- 1. Понятие социальной нормы.
- 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
- 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения.
- 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей.
- 4. Закономерности общения и взаимодействия
- 1. Понятие и виды социальных отношений.
- 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания.
- 3. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Личностная» окраска (стиль) исполнения социальной роли.
- 4. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
- 5. Значение общественных отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.
- 6. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, форма их проявления.
- 7. Эмоциональная основа межличностных отношений.
- 8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
- 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».
- 10. Личность как субъект общения.
- 11. Значение и функции общения.
- 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
- 13. Общение как обмен информацией.
- 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения.
- 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- 17. Общение как восприятие людьми друг друга.
- Содержание межличностной перцепции
- Имплицитные теории личности
- 18. Понятие социальной перцепции.
- 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
- 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга
- 21. Межличностная аттракция.
- 22. Общение как взаимодействие.
- Социально-психологические механизмы общения
- 23. Место взаимодействия в структуре общения.
- Эффективность общения:
- Классификации ситуации взаимодействия:
- 24. Типы взаимодействия.
- Кооперация
- Конкуренция
- 25. Проблема межличностного конфликта.
- 26. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
- Психология больших социальных групп
- Психология социальных классов
- Психология этнических групп
- II. Реальные
- 1. Понятие и признаки малой группы.
- Границы
- Причины возникновения малых групп
- 2. Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 1. Поуровневый анализ групповой структуры
- Модель многоуровневой структуры межличностных отношений Петровского
- Многомерный анализ структуры малой группы
- Композиция и каналы коммуникации малой группы Коммуникативные сети
- 4. Виды малой группы.
- 5. Понятие коллектива и команды.
- 6. Социально-психологический климат группы и его структура. Понятие социально-психологического климата
- Структура социально-психологического климата
- Модели социально-психологического климата
- 7. Понятие сработанности группы.
- 8. Понятие сплоченности: основные подходы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 9. Психологическая совместимость.
- 10. Понятие, виды и функции норм малой группы
- 11. Основные феномены группового влияния.
- 12. Конформизм: понятие, виды, условия возникновения, значение.
- 13. Общее представление о групповой динамике: понятие и основные элементы.
- Механизмы групповой динамики
- 14. Лидерство и руководство в малой группе. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство».
- 15. Статус лидера, способы его достижения.
- 16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.
- 17. Функции лидерства.
- 18. Динамика лидерства.
- 19. Типология лидерства.
- 20. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" к.Левина.
- 21. Концепция ценностного обмена (р. Л. Кричевский).
- 22. Критерий эффективности лидерства.
- 23. Представление о стадиях развития малой группы в зарубежной и отечественной психологии.
- Зарубежные модели развития
- Двухмерные модели
- Линейные модели
- Отечественные модели развития
- 24. Процесс принятия групповых решений. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.
- 25. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
- 26. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др.
- 27. Явление "поляризации группы".
- 28. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.
- 29. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений.
- 30. Факторы ошибочных групповых решений.
- 31. Феномен "группового духа" (и. Джанис).
- Социальный слой
- Профессиональные группы
- Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии:
- - Объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями;
- - Осознающими общность интересов.
- Проблема национального характера в этнопсихологии
- Этническая идентичность и самосознание.
- Формирование этнического самосознания.
- Основные понятия:
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс
- Мнения и верования толпы.
- Эффективность убеждения
- Психологические особенности индивида в толпе
- Поведение толпы
- Слухи и их разновидности
- Психология сплетни
- О пользе слухов и сплетен
- Категория деятельности (По книге Ярошевского) Активность как "субстанция" деятельности
- Внутренняя организация активности
- Внешняя организация активности
- Единство внешней и внутренней организации активности
- Самодвижение активности
- Уровни исследования отражения
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Методические процедуры самонаблюдения.
- Структура эксперимента.
- Преимущества и недостатки эксперимента
- Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
- Факторы, угрожающие валидности.
- Надежность
- Типы экспериментов по р. Готтсданкеру. Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла. Типы экспериментов по р. Готтсданкеру.
- Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла.
- 1.4. Формирующие методы
- Классификация психодиагностических методик
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Сознание и отражение
- 1. По сложности научения (у. Торп):
- 2. Связь научения с инстинктом (г. Темборк)
- 3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения
- 5. По способу научения
- Интеллект животных
- Учение об уровне материи, которая свойственна психике
- С. Л. Рубинштейн. Сознание человека историческое развитие сознания у человека проблема антропогенеза.
- 3. Основные принципы психологии
- 1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии
- 2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
- 2) Эпоха механистического детерминизма.
- 3. Принцип развития в психологии
- 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.
- 6. Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы.
- 1 Стадия: элементарно-сенсорная психика
- 2. Стадия перцептивной психики
- Развитие психики в ходе онтогенеза
- 1. Пренатальный (эмбриональный) период
- 2. Ранний постанатальный период
- 3. Ювенильный период
- Проблема личности в философии