logo
Ответы на билеты (ГОСы)

3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.

Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания.

Мышление - процесс отражения объективной реальности, составляющей высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, и осуществляет в процессе познания переход от явления к сущности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредствованое отражение действительности. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах и связях, отношениях действительности, которые не могут быть востриняты его органами чувств. (Леонтьев А.Н.)

Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению.

Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувствено не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.

Раскрытие отношений, связей между этими предметами составляет задачу мышления: этим определяется путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия.

В действительности уже в восприятии дана непростая сумма изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действительности. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые "соединены, но не связаны". Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи по смежности в данной частной ситуации, т.е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Раскрывая существенные связи, мышление обобщает.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Адекватное познание бытия, которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развитие нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития.