logo
Ответы на билеты (ГОСы)

1. Уровень философской методологии.

Основная задача: задает общую стратегию изучения каких-либо феноменов, явлений в любо области человекознания (основные принципы, категориальный аппарат, методологическое основание и т.д.)

Основные функции:

1. Интегративная – обобщение знаний о человеке.

2. Критико-конструктивная – основная идея: подвергает сомнение постулатов, принятых в качестве аксиом.

3. Мировоззренческая, нормативно-аксеологическая – создание идеалов, ценностных норм, которые должны соответствовать образу человека в научной картине мира.

Таким образом, философская методология, выполняя особые функции в человекопознании, помогает увидеть наиболее общие закономерности развития мышления о человеке в природе и обществе.

2. Уровень общенаучной методологии (уровень методологии общенаучных принципов исследования).

В современной науке при построении знания о мире имеет системный подход. Этот подход раскрывает явления, какие-либо феномены как систему, имеющую специфические признаки.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношения и связях друг с другом, которая образует определенную ценность и единство (В.Н, Садовский).

Характеристики системы:

1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и не выводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

2. Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру или организацию, которая определяет поведение человека в целом.

3. Иерархичность – каждый компоненты системы может рассматриваться как система, в которую входят другие системы (т.е. любой компонент системы одновременно и элемент системы и система).

4. Множественность описания – каждая система являясь сложным объектом не может быть сведена к какой-либо одной картине или отображению (для полного описания системы существует множество картин или отображений).

5. Взаимосвязь системы со средой – это взаимосвязь может иметь закрытый характер (не изменяющий среду и систему) или открытый характер (преобразующий среду и систему).

Таким образом, системный подход – это единственная возможность познания многокачественных, многомерных и целостных явлений действительности, к которым относится и человек.

По отношению к человеку выделяют две разновидности системного вида:

1) многосистемное знание – сфокусирован на познание предмета или явления как системы. Это системоцентрическое знание, направленное на раскрытие внутренних механизмов и закономерностей явлений). Человек рассматривается как замкнутая система.

2) полисистемное знание – раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительного как многомерной реальности. Человек – это элемент многих реальностей миров, входя в которые он приобретает от каждого из них соответствующие качества.