logo
Ответы на билеты (ГОСы)

12. Общие и специальные способности.

Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловымспециальными способностяминазывают способности к определенным видам деятельности. Подобщими способностямиисследователи подразумеваютспособности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности.Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных ипознавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структураобщих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами:интеллектом,креативностьюиобучаемостью.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

интеллект,как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

обучаемость, как способность к приобретению знаний;

креативность,как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смыслепредставляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Интеллект не только отражает разные связи и отношения между предметами и явлениями, но и дает возможность творчески преобразовывать действительность. Он не сводится к способности к учению. Результат измерение интеллекта обычно представлен в так называемом уровне интеллекта, или IQ.