logo
Ответы на билеты (ГОСы)

4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.

В современной методологии можно выделить две основные тенденции:

1. Дифференциация методологического знания, в результате которого выделяются уровни методологии.

2. Интеграция методологического знания - необходимо для выработки общеметодологических подходов

В соответствии с дифференциацией методологического знания выделяются 4 уровня методологии:

1. Уровень философской методологии

2. Уровень общенаучной методологии

3. Уровень конкретно-научной методологии

4. Уровень конкретных методик и техник исследования

1. Уровень философской методологии. На данном уровне методология имеет форму философского знания и добывается философскими методами. Этот уровень связан с анализом наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом. Философия на данном уровне выполняет 2 функции:

    1. Философия осуществляет конструктивную критику научного знания(сюда входят условия и границы применения, адекватность методологического фундамента и анализ общих тенденций развития науки)

    2. Мировоззренческая интерпретация результатов науки(данная интерпретация дается в рамках той или иной картины мира).

2. Уровень общенаучной методологии (уровень общенаучных принципов) – прежде всего предназначен для обеспечения междисциплинарных исследований; разрабатывает общенаучные принципы исследования и общенаучных категориальный аппарат.

3. Уровень конкретно-научной методологии(частная методология) – разрабатываются все методологические вопросы, связанные со специфической областью знаний.

4. Уровень конкретных методик и техник исследования - наиболее близок к исследовательской практике в науке и связан с описанием способов и конкретных приемов получения научного знания, описанием требований к процессу сбора эмпирических данных и требований к методам обработки полученных эмпирических результатов.