logo
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла

Когнитивистский подход основан на понимании интеллекта, как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов. Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником которого является Ч.Спирмен. Он выдвинул концепцию "генерального фактора", рассматривая интеллект как общую "умственную энергию", уровень который определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние фактор общего интеллекта имеет при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов. Ч.Спимен выявил также "групповые" факторы интеллекта (механический, лингвистически, математический), а также "специальные" факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов.

Позже Л.Терстоун разработал мультифактоную модель интеллекта, согласно которой существуют ряд относительно независимых умственных способностей. Однако исследования Г.Айзенка и др. показали, что между ними существует тесные связи и при обработке данных, полученных самим Л.Терстоуном, выделяется общий фактор. Известность получили также иерархические модели С.Барта, Д.Векслера и Ф.Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности.

К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция Р.Кеттелао двух видах интеллекта (соответствующих двум выделенным им факторам): "текучем" и "кристаллизованном". Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о нем как о множественности умственных способностей. По Р.Кеттелу, "текучий" интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; "кристаллизованный" интеллект выступает, по его мнению, при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он зависит от влияния среды. Помимо двух общих факторов Р.Кеттел выделил парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также фактор-операции, соответствующие по содержанию спецальным факторам Спирмена.

Не меньшую популярность имеет модель Дж. Гилфорда,который выделил три "измерения интеллекта": умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов ("куб" Гилфорда) дает 120 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение "социального интеллекта" как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки, прогнозирования и др поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности.