logo
Ответы на билеты (ГОСы)

3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.

Решающий фактор превращения животного предка - ископаемой человекообразной обезьяны - в человека был открыт Энгельсом: труд, создавший человека, создал и человеческое сознание. Трудовая деятельность, членораздельная речь, а на их основе и общественная жизнь опре­деляли развитие человеческой психики и, т.о., являются отличительным критерием психической деятельности человека по сравнению с таковой животных. Труд с самого зарождения был ручным, таким же по необходимости и было изначальное человеческое мышление. У современных обезьян оно так и осталось чисто "ручным мышлением". Рука (ее качественные преобразования и развития) занимают центральное место в антропогенезе, как в физическом, так и в психическом отноше­нии. При этом основную роль сыграли ее исключительные хватательные способности.

С возникновением труда связано коренное изменение всего поведения: из общей деятельности, направленной на непосред­ственное удовлетворение потребности, выделяются специфические действия, не направляемые непосредственным биологи­ческим мотивом и получающие свой смысл лишь при дальнейшем использовании его результатов. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологически­ми мотивами, занимают в деятельности человека все большее место и, наконец, приобретают решающее значение для всего его поведения. (Фабри К.Э., Леонтьев А.Н.) Немов выделяет следующие отличия в мышлении животных и человека: и чело­век, и животное обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия. Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов им не доступны.