logo
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.

17 век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. В век капитали­стического производства, наука и ее инструмент - разум - рассматриваются как полезные инструменты создания и преобра­зования мира.

Родоначальник нового подхода к науке - Ф.Бекон. Конечной цель науки - изобретения и открытия, цель которых - челове­ческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни.

У каждого человека есть свой внутренний субъективный мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о процессах действительности. Человеку нужно преодолевать свою субъективность.

Рационализм эпохи просвещения и метафизический материализм 18 века. 18в в истории Зап. Европы называется эпохой Просвещения, представители - Локк, Вольтер, Руссо, Дидро, Лессинк, Кант, Фихте.

Одной из важных характеристик философии эпохи Просвещения является рационализм, который утверждает, что основной инструмент познания - разум, а ощущения и опыт имеют вторичное значение. Для рационализма характерны возвеличива­ние человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безгра­ничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится активно действующий субъект, способный при­знать и изменить мир в соответствии со своим разумом. А разум рассматривался как источник любой субъективной деятель­ности человека. Человек, по природе, разумное существо. Разум выступает как предпосылка и яркое проявление других ха­рактеристик: свободы, самостоятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, призван перестроить общест­венные отношения на разумных основаниях, на этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях.

Весь рационализм исходит из установки о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Суще­ствовали различные подходы в интерпретации:

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяют и гносеологический оптимизм материализма 18 века. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.