logo
Ответы на билеты (ГОСы)

1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле

Методология «наука о методе». Существует несколько подходов к пониманию понятия метода как центрального понятия методологии.

Метод может определяться в широком и узком смысле:

  1. В широком значенииметод (из философии) – это путь познания как совокупность принципов и приемов познавательной деятельности, которая обеспечивает движение к объективному знанию.

Это совокупность способов практического и теоретического освоения действительности.

Исходя из философских определений метода методология - это учение о принципах познания и методах освоения действительности.

  1. В узком смыслеметод – это реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования(два основных метода – наблюдение и эксперимент (по критерию активности-пассивности + степени вмешательства)).

Методология – это наука о способах и приемах исследования.

Содержание понятия методологии можно раскрыть через структуру методологического знания. При этом в методологии выделяются общая методология (общее методологическое знание) и частная методология (методология конкретной науки).

Содержание (структура) общей методологии:

  1. Анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философских основ).

  2. Анализ методов и спо­собов организации познавательной деятельности.

  3. Внешние и внутренние детерминанты процесса познания, его структура.

  4. Крити­ческую оценку получаемых наукой знаний.

  5. Определение исторически конкретных границ научного знания (применимость, актуальность научного знания в современных условиях).

Структура частной методологии:

  1. Анализ предмета науки и критериев, отграничивающих предмет данной науки от предмета смежных с ней наук.

  2. Анализ основных методов данной науки.

  3. Анализ строения категориально-понятийного аппарата данной науки.

  4. Анализ объяснительных принципов данной науки.

  5. Критический анализ получаемых наукой знаний (н-р, возможность использования выборки из др. стран – адаптация методики).

  6. Перспективы развития данной науки