logo
Ответы на билеты (ГОСы)

10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научно­го познания

Все развитие психологии от самого рождения можно рассмотреть как процесс развития от дорефлексивных форм науки к рефлексивным. Чем более зрелая наука, тем больше она использует внутреннюю специфическую рефлексию.

Стадии науки ( по Степину)

  1. Онтологизм(класс. наука) – соотношение объекта и знания. Результатом является – достижение абсолютной истины (только одно понимание), требуются определенные методы: формальные математические методы, точные науки. Единственно верные – объективные методы

  2. Гносеологизм (неклассич. стадия науки) Предмет – соотношение субъекта(ученый) и объекта, множественность. Признаются знания, полученные разными учеными и разными методами. Методы должны быть адекватны цели и задаче исследования. Возникает большое число школ. В отечественной психологии переходом от 1 ко 2 стадии – КИТ Выготского

  3. Методологизм(постнеклассическая стадия)- на этой стадии разрешено все! Предмет рефлексии – средства познания, если метод работает – он имеет право на существование, характерны качественные методы исследования. Наиболее характерный тип рефлексии современной науки.