logo
Ответы на билеты (ГОСы)

Самодвижение активности

Собственная динамика активности человека проявляется в двух основных формах.

Одной из них являются взаимопереходы между такими образующими активности, как деятельность, действия и операции. Имеется в виду, что между мотивами, целями, ориентирами построения человеком своих взаимоотношений с миром существуют отношения взаимопреемственности. Примером может служить превращение мотивов деятельности в ее цели. Так, книга, купленная для подготовки к экзаменам, может побудить интерес сама по себе: происходит то, что принято обозначать как "сдвиг мотива на цель". Встречаются и противоположные превращения. То, что еще недавно мотивировало активность, теряет непосредственную привлекательность, занимает положение промежуточной цели: "Было дружбой – стало службой", – писала М.Цветаева об утрате любви... И цели деятельности, подобно мотивам, подвержены превращениям в единицы более мелкие и конкретные при автоматизации действия, а ориентиры при выполнении шаблонных операций в свою очередь могут возвысить свой ранг до положения промежуточных целей деятельности, если последняя сталкивается с затруднениями.

Другой формой проявления собственной динамики активности человека является "надситуативная активность" (В.А.Петровский). Феномен надситуативной активности заключает в том, что человек свободно и ответственно ставит перед собой цели, избыточные по отношению к исходным требованиям ситуации. Примером "надситуативной активности" могут послужить факты из экспериментов В.И.Аснина. В комнате две девочки – одна школьного, другая дошкольного возраста. Старшей девочке предлагают справиться с очень простой задачей: достать предмет, лежащий посреди стола на таком расстоянии от краев, отгороженных невысоким барьером, что дотянуться до него непосредственно рукой нельзя; для этого достаточно воспользоваться здесь же лежащей палочкой. Девочка ходит вокруг стола, совершает то одну, то другую пробу, а задача все не решается... Девочка меньшего возраста сначала молча наблюдает, а потом начинает подавать совет за советом: "подпрыгнуть" (подсказка явно неудачная), "воспользоваться палочкой" (то единственное, что может спасти положение), наконец, сама берет палочку и пытается достать предмет. Однако старшая немедленно отбирает у нее это "орудие", объясняя, что достать палочкой нетрудно, что "так" всякий сможет. В этот момент в комнате появляется экспериментатор, которому испытуемая заявляет, что достать со стола предмет она не может. Интересно, что девочка игнорирует палочку, но даже если использует ее как инструмент достижения цели, то избегает условного вознаграждения (например, как бы случайно забывает предмет-награду на столе). Поиск неординарного решения в этом примере выступает как проявление надситуативной активности – действования над порогом требований ситуации.

Среди проявлений надситуативной активности особое место занимает феномен активной неадаптивности. Его можно проиллюстрировать на примере явления "бескорыстного риска" (В.А.Петровский).

Перед испытуемым была поставлена задача действовать точно и безошибочно, самостоятельно выбирая цель и стремясь, не промахнувшись, попасть в нее. Цель разрешено выбирать где угодно в пределах заданного в эксперименте пространства, в котором существует опасная зона. Случайное попадание в нее, однако, чревато наказанием. Выяснилось, что некоторые испытуемые, хотя их никто и ничто к этому, казалось бы, не побуждает, стремятся работать в непосредственной близости к опасной зоне, рискуя неблагоприятными последствиями любого случайного промаха. Другие же в этой ситуации не позволяют себе подобного риска, выбирая цели, значительно удаленные от зоны опасности. Многократные повторения и варьирование эксперимента позволили сделать вывод о выраженности у первой группы склонности к бескорыстному риску.

В последующих экспериментах было установлено, что люди, способные к "риску ради риска", гораздо чаще встречаются среди монтажников-высотников, спортсменов-мотоциклистов, монтеров высоковольтных линий и др. по сравнению с представителями других профессий.

Экспериментально доказано также, что лица, обнаруживающие способность к ситуативному риску, склонны рисковать "ради риска". Однако испытуемые, не продемонстрировавшие при исследовании бескорыстный риск, как правило, не рискуют в ситуации, когда ожидаемый выигрыш не больше ожидаемой неудачи. Склонность к бескорыстному риску, которую можно обнаружить в психологическом эксперименте, то есть в результате множественных испытаний, позволяет, таким образом, прогнозировать волевые действия людей в ситуации действительной опасности.

Обстоятельства жизни человека таковы, что только в редких случаях можно гарантировать точное соответствие между целями, которые человек преследует, и достигаемыми результатами. Строго говоря, гарантии такого рода суть иллюзии, за которые приходится платить. Основатель экспериментальной психологии В.Вундт в качестве общего закона психической жизни сформулировал закон "гетерогонии целей", согласно которому человек всегда достигает чего-то иного, чем то, что входило в его первоначальные намерения. Дорого расплатился один из персонажей романа М.Булгакова – Берлиоз за свою уверенность в том, что его планы осуществятся, когда другой персонаж – Воланд усомнился в прогнозах первого... Если от литературных примеров перейти к специальным исследованиям, то выяснится, что эффект непредсказуемости последствий действования характеризуется не только избыточностью, но и противоположностью результатов активности исходным ее мотивам. Иначе говоря, результаты активности человека неизбежно неадаптивны. "Есть болезнь, от которой умирают все, это – жизнь" – такова бесспорная, хотя и печальная истина. Не только в сфере своих витальных (жизнь) контактов с миром, но и в познании, созидании, общении, самопознании человек неизбежно выходит за границы предустановленного, порождает последствия, озадачивающие его несовпадением с первоначальными побуждениями. Отсюда и принцип "недеяния", принятый в ряде восточных учений. Иной подход заключается в том, что человек вполне сознательно ("ответственно и свободно") ставит перед собой цели с непредрешенным исходом; более того, постановка такой цели мотивирована самой возможностью промаха. В этом случае, как ни парадоксально, человек ощущает себя подлинным субъектом происходящего, хотя успех достижения цели не гарантирован. Такова суть "активной неадаптивности", один из примеров которой был приведен выше.

Атрибуты деятельности (субъективность, пред­метность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность, социальность).

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - динамическая системаактивных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коихсубъектцеленаправленно воздействует наобъект,  за счет чего удовлетворяет своипотребности;  происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникаетпсихическая реальность,  представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такоевзаимодействие.  В ее задачу входит обследование внешнего мира иформированиеобраза ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формахпредставленияпредметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, какпознавательные(в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологическийанализдеятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. В структуре деятельности выделяются:

1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;

2) цели - как прогнозируемые результатыэтой деятельности;

3) операциис помощью коихдеятельностьвыполняется. Использование категории деятельности - отличительнаячертаотечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная;гештальт-психология) , так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующимповедениевне психики (->бихевиоризм;необихевиоризм) ;

2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращениек деятельности как движущей силе развития отражения психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность -формаактивности.Активностьпобуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.Потребностьне переживается как таковая - она представляется какпереживаниедискомфорта, неудовлетворенности,напряженияи проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом -фиксацияна предмете, который может ее удовлетворить. С момента "встречи" активность становится направленной, потребность опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не "вообще", - и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом:мотив- то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности -действие.  Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительныйпринциппсихики, категория деятельности используется:

1) при изучении различных областей психической реальности - психологияпроцессов познавательных, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;

2) при построении различных отраслей психологии (психология общая,  социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная,психология трудаизоопсихология) . Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:

1) к изменению принципов анализа психики в психологии общей: а) принцип единства сознания и деятельности; b) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцип интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;

2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений межличностных и пр. Основные характеристики деятельности - предметностьи субъектность. Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетическиепредпосылкипредметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных.Субъективностьдеятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном-"значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический- в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальнаядеятельность совместная,  а как механизм развития психики выступаетинтериоризация,  в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа "по единицам": разложение реальности на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

3) динамический- здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающиедвижениесамой деятельности:активность надситуативная,  определяющаясаморазвитиедеятельности и появление ее новых форм;установка,  обусловливающаяустойчивостьцеленаправленной деятельности в изменчивой реальности. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (->концепция уровней построения движений) , теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

Сущность "деятельностного подхода" к изучению психики

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Общее представление о деятельностном подходе

- общее определение деятельностного подхода

Подход – метод в широком смысле. ДП (в общественных – социологии, лингвистике, психологии, науковедении – и философских науках – теории познания, философской антропологии) – построение схемы объяснения с опорой на категорию деятельности как объяснительный принцип. Определение деятельности (Юдин, Огурцов): Д. – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Объяснительный принцип (Юдин) – предельное понятие (за которым стоят не какие-то другие понятия, а как бы сама реальность), которое лежит в основании некоторой универсальной объяснительной схемы (для данной реальности; деятельность – для общества).

В каждой предметной области Д получает свою предметную интерпретацию («во-первых, понятие деятельности должно задавать специфическую действительность в ее специфических границах; во-вторых, это понятие должно быть структурно развернуто применительно к определенному предмету изучения»), т.е. каждая дисциплина строит свое понятие Д.

На основании ДП как объяснительной схемы строится предмет изучения (в лингвистике – язык, в социологии – общество, в психологии – психика).

- появление деятельностных идей в философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс)

Кант: активность субъекта в познании (синтез чувственного опыта с априорными категориями). Фихте: изменение классического понимания сознания (не данность, требует объяснения); «Я» (самосознание) изначально активно, деятельно; оно порождает «не-Я» (объект). Через порожденное «не-Я» «Я» может рефлексивно отнестись к самому себе, и тем самым «Я» самопорождается, самоопределяется (как самосознание). Субъект через деятельность творит сам себя.

Гегель: весь мир вообще и духовная культура в частности как порождение «абсолютного (объективного, мирового) духа»; в человеке «дух» получает возможность самосознания через познание мира культуры как своего порождения.

Маркс: материалистическая интерпретация Гегеля («абсолютный дух» – общество); деятельность как родовой способ существования человека, преобразование природы в отличие от приспособления, производство, труд и через него – самоизменение.

- деятельностный подход в психологии и философии XX века: представление о вариативности Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп): субъективный идеализм, сведение содержаний знания к деятельности по его получению; субъект не стоит «за» своими деяниями, не в них выражается и проявляется, а в них порождается. Субъект тождествен со своими деяниями, "существуя не помимо и вне их, а в них... субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется (по Рубинштейну)

Другие варианты ДП в зарубежной философии (по Лекторскому): неогегельянство, прагматизм, Витгенштейн, франкфуртская школа (Хоркхаймер, Маркузе, Адорно), Сартр, генетическая эпистемология Пиаже.

ДП в советской философии: Э.В.Ильенков, Г.С.Батищев, М.К.Мамардашвили, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, В.А.Лекторский, В.С.Швырев, М.С.Каган, А.П.Огурцов и др. Марксистская традиция. Принцип социальной детерминации, преобразование человеком природы и себя самого. Творческое построение новых способов и программ деятельности, открытость самосовершенствованию и самотрансценденция человечества. Гуманизм.

«Деятельностный подход справедливо исходит из того принципиального обстоятельства, что формирование людей как человеческих существ предполагает усвоение норм культуры, их дальнейшая жизнедеятельность базируется на владении этими нормами, историческое общественное развитие, осуществляемое людьми, обусловливается творческим изобретением новых культурных норм и парадигм. Деятельностное, активно-преобразовательное отношение человека к миру, с точки зрения деятельностного подхода, определяется преодолением в результате создания культуры приспособительного поведения живых существ в природном мире и возможности неограниченного развития способов взаимодействия с окружающим миром путем формирования новых механизмов культуры».

ДП в психологии: две основные школы (А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна) и вариации (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

К определению понятия «деятельность»

- категории взаимодействия, отражения и активности

Взаимодействие – всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении или «обмене изменениями». Предпосылкой взаимодействия является некоторая общность тел. Родовая для взаимодействия категория – связь.

Маркс, Энгельс: «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю... Так естествознанием подтверждается то... что взаимодействие является истинной causa finalis [конечной причиной] вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать».

Леонтьев: «Мы рассматриваем психику как свойство материи. Но всякое свойство раскрывает себя в определенной форме движения материи, в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».

Отражение – особая внутренняя сторона, особый результат взаимодействия. Отражение как всеобщее свойство, атрибут материи заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, природа которых имеет некоторую общность с природой отражающего объекта, а также воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия и таким образом компенсировать его возмущающие влияния на целостность отражающего объекта, содействовать сохранению его основных, существенных особенностей.

Понятие «потенциального отражения»

Образ – те изменения, которые произошли в отражающем объекте в результате отражения, под влиянием новых условий.

В отражение входят лишь те изменения в состоянии объекта, которые развиты им самим в направлении противодействия и компенсации внешних воздействий.

Активность – всеобщее свойство, атрибут материи, выражающееся: 1) в ее способности к самодвижению; 2) в способности изменять другие объекты; 3) в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (реактивность).

И еще активность: 1) сторона, составляющая любого процесса взаимодействия, детерминируемая внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого в целом определяется внутренней детерминацией объекта.

Перевод внешней детерминации во внутреннюю и тем самым повышение активности субъекта совершается в процессе отражения.

Леонтьев: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности». «Основной «единицей» жизненного процесса является деятельность организма; различные деятельности, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом» (ПРП).

«Деятельность есть система процессов, осуществляющих отношение субъекта к действительности». «Формой существования всякого живого тела вообще является процесс его жизнедеятельности. Это — самое общее понятие.

На известной ступени развития возникает особая, высшая форма жизнедеятельности — психическая деятельность. Мы называем ее просто деятельность. Ее особенность в том, что она внутренне опосредствована (внутренне связана с) отражением организмом (субъектом деятельности) предметной действительности. ...психическая деятельность есть форма осуществления жизни — биологической у животного, общественной — у человека».

«В деятельности осуществляется отношение субъекта к действительности, к предмету его жизненной потребности — потребности биологической у животного, к человеческим, историческим по своей природе потребностям у человека» (МТ1).

«Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» (ДСЛ).

Рубинштейн: «Каждое самое простое человеческое действие — реальное физическое действие человека — является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. ...Переживание — и результат и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого — жизни и деятельности человека.

Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тожество, но единство. ...

Одни и те же движения могут означать различные поступки, и различные движения — один и тот же поступок. Внешняя сторона поведения не определяет его однозначно... Акт человеческой деятельности — это сложное образование, которое, не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и т. д., внутри себя включает психологические компоненты. ...

Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание. Действие, далее, становится поступком по мере того, как и отношение действия к действующему субъекту, к самому себе и к другим людям как субъектам, поднявшись в план сознания, т. е. превратившись в сознательное отношение, начинает регулировать действие. Поступок отличается от действия иным отношением к субъекту. Действие становится поступком по мере того, как формируется самосознание» (ООП).

«В одном смысле это понятие употребляется, когда говорят о деятельности человека. Деятельность в этом смысле — всегда взаимодействие субъекта с окружающим миром.

О деятельности ... говорят применительно уже не к органу..., а к человеку как субъекту деятельности. Здесь надо различать процесс и деятельность. Всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью мы будем здесь разуметь такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, — другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. Так, например, мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает, когда, словом, выступает личностный (а это прежде всего значит мотивационный) план мыслительной деятельности. Мышление выступает в процессуальном плане, когда изучают процессуальный состав мыслительной деятельности — те процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых разрешаются мыслительные задачи. Реальный процесс мышления, как он бывает дан в действительности, представляет собой и деятельность (человек мыслит, а не просто ему мыслится), и процесс или деятельность, включающую в себя совокупность процессов (абстракцию, обобщение и т. д.)».

«Деятельность человека как субъекта — это его практическая и теоретическая деятельность» (БиС). Гальперин: «Мы называем деятельностью всякий процесс, систематически или эпизодически возобновляемый «деятелем» и ведущий к определенному результату: выветривание скал (результат) есть деятельность ветра («деятель»), переваривание и всасывание пищи (результат) есть деятельность желудочно-кишечного тракта («деятеля») и т.д. Процесс ориентировки субъекта в ситуации, предваряющий его действия в ней, мы называем ориентировочной деятельностью, поскольку этот процесс тоже систематически воспроизводится деятелем и ведет к определенному результату».

Давыдов: «Деятельность — это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, состоящая в целенаправленном преобразовании ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер деятельности позволяет ее субъекту выйти за рамки любой ситуации и встать над задаваемой ею детерминацией, вписывая ее в более широкий контекст общественно-исторического бытия, и тем самым найти средство, выходящее за пределы возможностей данной детерминации. Деятельность постоянно и неограниченно преодолевает лежащие в ее основе «программы», поэтому ее нельзя ограничивать преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам. В этом обнаруживаются принципиальная открытость и универсальность деятельности — ее нужно понимать как форму исторического культурного творчества».

Щедровицкий: «Человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди». Не отдельные индивиды тогда создают и производят деятельность, а наоборот: она сама «захватывает» их и заставляет «вести» себя определенным образом».

«Долгое время «деятельность» подводилась под категорию процесса, и этим определялись методы ее изучения. ...В этом состояла одна из двух основных причин, которые приводили к неудачам в исследовании деятельности. Второй причиной было то, что деятельность... рассматривалась как достояние индивида, как производимая им, а индивид по отношению к ней выступал как деятель.

Мы рассматриваем деятельность... как очень сложную структуру, составленную из разнородных элементов и связей между ними...

Можно представить в виде единицы деятельности весь социальный организм в целом; это будет универсум деятельности. Структура подобной единицы будет охватывать вещи, самих людей и процессы их изменения; люди в этом случае будут элементами деятельности. Мы считаем такое, социологическое представление деятельности исходным в ее теории».

Основные принципы теории деятельности А.Н.Леонтьева

- различные варианты систематизации принципов теории деятельности

Асмолов («основные принципы ПТД»): 1) предметности (против стимульности), 2) активности (против реактивности), 3) неадаптивной природы Д (против адаптивности), 4) опосредствования (против непосредственных ассоциативных связей), 5) интериоризации/экстериоризации (против социализации), 6) анализа «по единицам» (против анализа «по элементам»), 7) зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Давыдов («основные положения ТД»): 1) преобразовательный характер Д («цель, средство, сам процесс преобразования и его результат»); 2) целенаправленный характер Д; 3) Д связана с общением и символо-знаковыми системами; 4) культурно-исторический характер Д. +5) коллективность как исходная форма.

Давыдов, Зинченко В.П., Талызина: 1) предметность; 2) субъектность; 3) активность; 4) внешняя предметная Д – генетически исходная форма; 5) переход от коллективного к индивидуальному. Леонтьев А.А. («исходные предпосылки ПТД»): 1) преодоление «постулата непосредственности» путем введения категории предметной деятельности; 2) идея деятельности как единства процессов преобразования и отражения действительности; 3) идея единства «внешних» и «внутренних» форм деятельности и формирования «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»; 4) идея единства субъективного и объективного, индивидуального и социального в деятельности и через деятельность; 5) историко-генетический принцип анализа, реализующий системный подход в смысле К.Маркса.

Ильясов («основные положения ДП»): 1) психология изучает психику и деятельность; 2) деятельность – специфическая активность на уровне человека и животных, регулируемая на основе психического отражения; 3) единство сознания и деятельности; 4) причиной развития психики являются не органические предпосылки (задатки) или среда, а деятельность; остальное – условия, а не причины; 5) процесс усвоения социального опыта – процесс воспроизводства деятельности, опредмеченной в объектах.

Смирнов С.Д. («основные постулаты и принципы ОПТД»): 1) [Понятие Д] «Предметная деятельность есть форма связи субъекта с миром. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира». 2) [Первичность Д] «Деятельность является первичной как по отношению к субъекту, так и предмету деятельности. И субъект и объект как бы «выдифференцировываются» из деятельности». 3) [Интериоризация] «Главный канал развития субъекта — интериоризация — перевод форм высшей (?) материально-чувственной деятельности во внутренний план». 4) [Пластичность Д] «Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образа за счет обратных связей... Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя». 5) [Предметность Д] «Главной характеристикой деятельности... является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним». 6) [Социальная природа Д] «Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей... Поэтому вторая сторона деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Переход от совместной (интерпсихической) деятельности к деятельности индивидуальной (интрапсихической) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования». 7) [Опосредствованность Д] «Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми». 8) [Целенаправленность Д] «Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату». 9) [Активность Д] «Деятельность всегда представляет собой акт, инициируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием». 10) [Продуктивность Д] «деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как на полюсе объекта (изменяется внешний мир в попытке достигнуть ту или иную цель), так и на полюсе субъекта (изменяется сам человек — его знания, мотивы, способности и т. д.)». 11) [Общность строения внешней и внутренней Д] «Важнейшим положением психологической теории деятельности является утверждение об общности строения деятельности внешней, материальной и деятельности внутренней, психической, осуществляемой в идеальном плане».

Соколова Е.Е. («основные положения неклассической концепции психики»): 1) дихотомия «внешнее – внутреннее» (S – R) снимается трехчленной схемой «внешняя действительность (материальная, идеальная) – процессы (внешние, внутренние) – образ»; 2) «именно деятельность есть форма, в которой или – лучше – посредством которой субъект психически отражает мир, т.е. что психика и деятельность онтологически тождественны»; 3) «психика... определяется... как ориентировочная «часть» или – лучше сказать – функция любой (внешней или внутренней) деятельности субъекта, которая (функция) может осуществляться как «в плане образа», так и в форме внешних материально-практических действий»; 4) «Специфика психического отражения мира заключается в его (отражения) смысловой природе»; 5) «Основным противоречием в неклассической психологии является не противопоставленность внешнего и внутреннего (как это было в классической психологии), а противоположность «образа» и «процесса»»; 6) «единицы анализа психики ... <неотделимы> от единиц анализа деятельности»; 7) «Метод формирования психики (сознания) становится главным методом ее (его) исследования». Тихомиров: 1) психология – наука «о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов»; 2) психическое отражение активно; 3) предметность; 4) Д входит в процесс отражения; 5) единство строения внешней и внутренней Д; 6) преобразовательный характер Д.

Талызина («принципы ДП»): 1) неразрывная связь психики и деятельности; психика – элемент практической деятельности или (у человека) может быть самостоятельной деятельностью; но неверно, что психика = деятельность; 2) первичность материальных, внешних и вторичность идеальных, внутренних видов деятельности; интериоризация; 3) социальная природа человека (и его психики).

Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Соотношение понятий отражение и взаимодействие.

Понятие "отражение" является центральным в теории познания: "Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям".

           "Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету. Любое О. несёт в себе информацию об объекте О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе, в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, которое выступает в виде простой механической деформации".

"ОТРАЖЕНИЕ - свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. В различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой), растениям и простейшим организмам (напр., раздражимость), животным и человеку (психическое отражение как свойство высокоорганизованной материи). Высшая, специфическая человеческая форма отражения – сознание".

"В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

 Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь – эхо и зеркало Вселенной»)".

"Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения".

"Отражение – всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить  (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики и отношения других объектов".

По свидетельству Е.В.Петушковой: "ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия О. не существует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях. Между структурой отражаемого явления и отображением как результатом процесса О. существуют отношения изоморфизма или гомоморфизма. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатывалась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В разработке теории О. выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства О., но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства О. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уяснение соотношения категории О. с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобального эволюционизма в науке и такой дисциплине, как синергетика. В современной биологии категории и принципы теории О. вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформулирован принцип опережающего О. как важнейший регулятор становления и развития любой функциональной системы".

Как явствует из приведенных источников, отражение рассматривается как многоаспектное, многоуровневое явление, свойственное всему материальному миру и имеющее непосредственное отношение к природе сознания, поскольку выявляет новое, нематериальное свойство материи (или отражения?) – информацию.

Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Соотношение понятий отражение и взаимодействие.