logo
Ответы на билеты (ГОСы)

Сознание и отражение

В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.

К формам отражения в неживой природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Высший уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:

Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:

-внешний предметный и духовный мир;

-социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы);

-духовный мир индивида, жизненный опыт;

-мозг как макроструктурная природная система;

-космическое информационное поле.

Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган сознания.

Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга. Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.

С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.

Условия возникновения сознания: Роль труда и речи в возникновении и функционировании сознания.

Возникновение сознания возможно лишь в условиях, когда отношение к природе становиться опосредованным его трудовыми связями с другими людьми. Сознание человека развивается только в социальных контактах. Сознание возможно только в условиях существования общественного. В филогенезе соц. контакты непосредственно вплетены трудовую деятельность человека. Труд – это деятельность, направленная на преобразование среды, человек изменяет среду для своих нужд. Эта деятельность имеет орудийный характер. Орудия труда сохраняются и передаются из поколения в поколение. Совместный характер деятельности предполагает разделение труда. В трудовой деятельности возникает сознание и речь.

Сознание – это высшая форма обобщенного отражения действительности, отражение объективных свойств. Оно выполняет отражательную и регулятивную функции. Тесно связанно с речью. С возникновением сознания у человека появляется способность предвосхищения будущего, к воображению. Сознание тесно связано с волей, т.к. именно на уровне сознания человек может мысленно пространственно перемещаться (сознательно).

Центральная характеристика сознания – рефлексия, благодаря рефлексии человек обнаруживает внутренний мир, осознает себя как отдельное существо, выделяет себя из мира. Человек в рефлексивном состоянии является одновременно субъектом и объектом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный пе­риод его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является сов­местная продуктивная опосредованная речью орудийная деятель­ность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятель­ности. Сознание предполагает осознание человеком не только внеш­него мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представ­лений и чувств. Образы, мысли, представления и чув­ства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

В начале своего развития сознание человека является направ­ленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексив­ная способность, т. е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последователь­ность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное направление можно обозначить как рефлек­сивное.

Второе направление связано с развитием мышления и посте­пенным соединением мысли со словом. Мышление человека, раз­виваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых зна­ний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Изменения сознания в ходе филогенеза:

  1. Первоначально сознание существует только в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий мир, а деятельность остается только внешней практической.

  2. Потом с помощью речи, через общение предметом сознания становится и деятельность сама по себе: осознаются действия других людей, а через них – и свои собственные. Сознание отделяется от внешней деятельности и начинает управлять ей.

  3. Разрушается первоначальная слитность сознания коллектива и сознания составляющих его индивидов, т.к. расширяется круг осознаваемых явлений, у каждого появляется что-то свое, и в результате индивидуальное сознание отделяется от коллективного.

Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных.

Инстинкты – это совокупность сложных, наследственно обусловленных стереотипных действий, которые совершаются одинаково всеми особями одного вида, в ответ на внешние и внутренние раздражители.

Инстинкты выполняют адаптационную функцию в постоянных неменяющихся условиях среды.

Факторы инстинктивного поведения

Внутренние: причиной инстинкта является возникновение потребности. Потребность развивается в результате отклонения организма от нормального уровня физиологической реакции. Так же возникновение потребностей у животных может быть связано с явлением биологических ритмов.

Внешние: «ключевые раздражители» - это элементарные признаки жизненно важных компонентов среды, которые побуждают животных к совершению инстинктивных действий. Ключевыми раздражителями могут быть химические признаки (запах), физические признаки (форма, размер, подвижность, пространственное расположение объектов).

Виды ключевых раздражителей:

  1. растормаживающие – запускающие инстинкты

  2. направляющие – условия среды, которые ориентируют животное при поиске объекта для удовлетворения потребностей

  3. настраивающие – предварительно понижают или повышают порог раздражимости нервных центров.

Действие ключевых раздражителей подчиняется закону суммации: с увеличением параметров ключевого раздражителя пропорционально усиливается инстинктивная реакция животного.

Законы суммации были исследованы в эксперименте этолога И. Тенбергена.

Действия внешних и внутренних факторов регулируются врожденными пусковыми механизмами (ВПМ).

ВПМ – это система анализаторов, рефлекторных программ, а так же генотипа, которые обеспечивают адекватность поведения животного по отношению к ключевому раздражению.

Структура инстинктивного поведения

У. Крейг (Америка) выделял две фазы инстинкта.

1. Подготовительная – на этой фазе животное отыскивает ключевые раздражители, которые будут способствовать удовлетворению биологической потребности. Поисковое поведение является пластичной фазой инстинкта, т.к. здесь переплетаются врожденные и приобретенные формы поведения.

2. Завершающая – на этой фазе происходит потребление животным жизненно важных компонентов среды и удовлетворение потребностей. Завершающая фаза является ригидной (неизменной, постоянной). Движение животных на этой фазе отличаются строгой последовательностью и предопределены генетически.

Научение - это индивидуальное приспособление видотипичных, врожденных форм поведения в ответ на изменяющиеся условия окружающей среды.

В реальном поведении животного научение и инстинкт тесно переплетены.

Чем более разнообразными являются формы научения животного, тем более совершенна его психика.

Диапазон научения у животных строго видоспецифичен.

Виды научения: