logo
Ответы на билеты (ГОСы)

5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).

Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ус­пеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Для всех когнитивных мотивационных концепций характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Мотивация человека основана на его представлениях о сложившейся ситуации.

Общие положения когнитивной психологии:

1. Невозможно создать универсальную теорию мотивации для человека и животных.

2. В когнитивной психологии считается, что стремление снять напряжение не является основным мотивационным источником поведения человека.

3. В когнитивной теории мотивации человек является изначально активным субъектом, т.к. ведущим механизмом формирования поведения является сознание.

Д. Макклеланд

В работах этого ученого впервые начинает рассматривается проблема мотивации достижения. М

Мотив достижения – устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных вида деятельности (Макклеланд).

Два вида мотивации:

1) стремление к успеху

2) стремлению к избеганию неудач

Стремление к успеху понимается как склонность переживания удовольствия при достижении результата. Стремление к избеганию неудачи проявляется в склонности переживания стыда и унижения при неудачном решении проблемы.

Дж. Роттер

Он один из авторов теории социального научения. Он говорил о том, что поведение человека определяют выученные ожидания, связи собственных действий и подкрепляющих их последствий. В связи с этим в науку было введено понятие «локус контроля» - восприятие собственного поведения с точки зрения причинной обусловленности последних событий.

1) интерперсональный локус контроля – человек принимает ответственность за событие на себя, объясняя его причины собственным поведением, характером, способностями.

2) экстериальный локус контроля – человек приписывает ответственность за события внешними факторами.

Локус контроля позволяет исследовать возможность человека управлять своим поведением и деятельностью.

Ф. Хайдер. Теория когнитивного баланса

В основе теории лежит принцип прегнантности (хорошей формы). Хайдер переносит принцип хорошей формы на отношения между людьми или ситуациям. К гармоничным или сбалансированным ситуациям он относил те ситуации, в которых человеку нравятся люди, вещи и условия ситуации. Такие ситуации вызывают мотивацию включения в деятельность. Негармоничные ситуации связаны с эмоциональной напряженностью общающихся людей. В результате человек стремится избегать этих ситуаций либо пытается восстановить когнитивный баланс, т.е. изменить отношение к этой ситуации либо изменить структуру этой ситуации.

Л. Фестингер. Теория когнитивного диссонанса

Основным побудителем поведения человека является потребность в гармонии внешнего мира и самого себя. Обратное явление (диссонанс) переживание как напряжение дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия.

3 стратегии устранения противоречия между потребностью и знаниями о ситуации:

1) человек может изменить один из элементов диссонанса

2) человек может добавить новые элементы или новую информацию

3) повысить в своих глазах ценность негативных элементов.