logo
Ответы на билеты (ГОСы)

Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)

Влечение – это стремление организма к какому-то конечному результату, при этом субъективно влечение представлено в виде цели, ожидания намерения, которые обязательно сопровождаются эмоциональными переживаниями. Влечение отражает двойственность души и тела, т.е. объединяет в себе органическое и психическое.

Структура влечения по Фрейду:

1) Напряжение – это мера усилий, на которые прилагает человек, а также физическая напряженность.

2) Цель влечения – это удовлетворение, которое может быть достигнуто путем устранения источника влечения.

3) Объект влечения – это то, что может помочь достигнуть снижения напряжения.

4) Источник влечения – это самостоятельный процесс в органе или части тела, которые формирует влечение.

В психоанализе Адлера появляется проблема комплекса неполноценности, а также основных побудителей деятельности человека, к которым Адлер относил стремление к превосходству (мотив власти), а также потребность в признании.

Движущими силами поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и превосходству.

Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, а также субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др.

Человек стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству.

Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к достижению превосходства.

К. Юнг, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или "плохие", импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных понятий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы.

Архетип – это праформа поведения и мышления, система установок и реакций, которые направляют жизнь человека. Наиболее известными архетипами являются Персона (маска) – то, каким человек представляет себя миру, совокупность социальных ролей, «фасад», за которым скрывается индивидуальность человека. Тень – социально неприемлемые установки личности. Анима – внутренний идеальный образ женщины у мужчины. Анимус- внутенний идеальный образ мужчины у женщины.