logo
Ответы на билеты (ГОСы)

1. Понятие о структуре личности.

Структура личности – одна из центральных проблем психологии личности и теории личности в частности - множество подходов к выделению единиц анализа личности.

Структура личности по мнению А.В. Петровского всегда шире структуры индивидуальности, т.к. в нее нужно включать не только черты и общее строение индивидуальности, выраженной в темпераменте, характере, способностях, но и проявлений личности в группе, в межличностных отношениях, опосредованные деятельностью.

По мнению Выготского структура – это целостное образование, которое не складывается суммарно из отдельных частей. При этом каждая его часть имеет свое значение для функционирования всего образования.

Структура личности – это целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений, действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности (психологический словарь).

Основные подходы к структурированию психических образования (по Выготскому).

2 подхода к структуре:

1. Анализ по элементам: это атомарный анализ психики, который строится на положении о том, что целое – всегда сумма составляющих его частей – сложные образование и процессы разлагаются на составные элементы и перестают существовать как целые (как структура), порой сводясь к процессам более элементарного порядка - потеря своего основного качества - неправильное понимание природы явлений, тем более неприменимая к анализу и к динамике, развитию.

2. Анализ по единицам: в результате анализа получается продукт – единица, которая в отличие от элементов обладает основными свойствами, присущим целому и которая является неразложимой, живой частью этого единства - единственный способ исследования сложных психических образований. Вопрос о единице анализа личности.

Ярким примером принципа анализа по единицам является деятельностный подход, в котором действия выступают единицами деятельности, но попытка применения этой единицы к личности может оправдать себя только в том случае, если человека понимать как монодеятльностное существо.

При этом действие не раскрывает личность с точки зрения субъекта деятельности (не учитываются мотивация, черты характера, воля, переживание и т.д.). - единицей анализа личности выступает поступок как сознательное социальное действие, имеющее определенные последствия для социального окружения и самой личности.

Рубинштейн: поступок отличается от действия иным отношением к субъекту, т.е. предполагает общественную оценку и самооценку личностью его социальных последствий.

А.Н. Леонтьев: первые активные и сознательные поступки – вот начало личности.