logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Вюрцбургская школа

Впервые была выделена психология мышления как отдельный раздел.

Конец XIX- нач. ХХ в. в Германии.

Основатель О. Кюльпе; представители – Н. Ах, К. Марбе.

Основная заслуга: впервые начали экспериментально изучать мышление.

Оно сводилось к методу систематического самонаблюдения, испытуемыми были сами психологи (метод экспериментальной интроспекции (название авторов метода)).

  1. Мышление рассматривается как внутреннее действие (работа Я).

  2. Акт усмотрения отношения (отношения – это все то, что не имеет характера ощущений, т.е. не имеет чувственной основы).

  3. Знание развивается; его развитие – это усмотрение новых отношений; усмотрение отношений осуществляется при помощи памяти.

  4. Психологи предполагали, что процесс мышления происходит без угасания образов, без участи чувственного познания.

  5. Мышление с точки зрения Вюрцбургской школы – это процесс решения задач.

Задача – это превращение инструкции в самоинструкцию.

Функционирование самоинструкций определяет избирательный характер мышления, т.е. направление, в котором происходит поиск решения.

Два основных компонента задачи:

  1. представление цели – появляется под влиянием инструкций, которые дают испытуемому; представление о будущем решении.

  2. Детерминирующая тенденция

Поле представления цели появляется намерение.

Мышление – это работа Я, подчиненная определенной задаче, из которой исходит детерминирующая тенденция.

Рассматривалось понятие установки. Установка – неопределенные состояния; состояния, которые регулируют динамику и содержание мышления в зависимости от условий задачи.