logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

5. Внимание как результат апперцепции.

Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

Учение об апперцепции было развиваемо целым рядом немецких психологов: Лейбницем, Вольфом, Кантом, Гербартом, его школой, Вундтом.

Лейбниц называет апперцепцией ясное и интенсивное сознание, сопровождающееся памятью и различени­ем; Вольф и Кант полагают апперцепцию в акте са­мосознания; Гербарт, исследуя акт самосознания, находит, что он состоит в приведении в связь вновь воспринятого с тем, что уже осело в душе из предыдущих опытов; эту связь он и называет апперцепцией. Школа Гербарта развивала его определения. Наконец, Вундт внес в понятие апперцеп­ции волевой элемент.

Это учение об апперцепции внесло не­мало истинных указаний в теорию внимания. Так, Лейбниц пра­вильно указал на интенсивность как первичный эффект внимания; Кант справедливо рассматривает апперцепцию как от субъекта идущее (формальное) изменение данного извне содержания; Гербарт тонко указал на тот факт, что апперцептив­ное внимание обусловлено возникновением соответственных вос­поминаний; наконец, вундтовская теория мет­ко описывает результаты апперцепции и справедливо отличает внимание как активный (моторный) процесс от пассивного вос­приятия.