logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

1. Понятия языка и речи.

История развития идей о понятиях речи и языка:

1 этап: ранний (период античности) - были заложены основы риторики. Демосфен, Аристотель, Платон, Цицерон и др. Веделелись части публичной речи.

2 этап:XVIIвек – впервые появились работы об языке (Арно, Лансло). Идея рациональности языка.

3 этап:XIXвек.

Гумбольдт: язык – это проявление человеческого духа. Язык нужен человеку для самовыражения. Язык – это выражение духа народа в целом.

А. Потребня:идея о соотношении языка и речи. Язык формирует мысль, т.е. является механизмом ее формирования.

Вундт:затрагивал естественно-научный аспект и психологический аспект. Язык объясняется способностью людей выражать свои эмоциональные состояния. Язык имеет то же самое происхождение, что и эмоциональные реакции. Натуральную основу языка составляют звукоподражание и звуковые жесты.

Язык изменчив. Причины:

- трудность в произнесении некоторых слов

- смешение звуков

- заимствование слов из другого языка.

4 этап: ХХ век.

1) работа Павлова о второй сигнальной системе

2) теория бихевиоризма. Уотсон: речь – это рефлекторная деятельность артикуляционного аппарата (стимул-реакция). Необихевиоризм (Скиннер) – любое вербальное поведение – это результат оперантного научения. Рчиь усваивается с помощью подкрепления определенных словесных реакций.

3) Ф. де Сессюр (50-е гг. ХХ в) – разделил понятия языка и речи.

Язык – это общее, социальное, надиндивидуальное устойчивое начало речевой деятельности.

Речь – это явление индивидуальное неустойчивое использование языка.

Язык должна изучать лингвистика. Изучением речи должна заниматься психология.

В основе языка лежит знак. Знак – это единство означаемого и означающегося. Означающее – план выражения (чувственно воспринимаемая сторона знака). Означаемое – план содержания (мысленное содержание (значение) знака).

Все знак в совокупности образуют определенную систему. Каждый знак имеет отличительный признак. Язык – это система знаков.

Понятие языка и речи

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, которая служит для формирования мысли и коммуникации, передачи информации.

Это многоуровневая система:

1 уровень: фонетический – изучение звуков языка.

2 уровень: графический – графическое изображение знаков языка

3 уровень: грамматический:

- 1 подуровень: морфологический (части слова)

- 2 подуровень: синтаксический (предложения и сочетания слов)

4 уровень: лексический - набор слов данного языка

5 уровень: семантический – значение слов (знаков языка)

Речь – специфически человеческий способ формирования мысли и коммуникаций с помощью языка.