logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии

Значение психологического знания для методологии науки:

Любая наука имеет свои специфические методы исследования человека и свое отношение к этим методам. Специфика определяется прежде всего объектом данной науки, его сложностью, уровнем развития и современным состоянием этой науки.

1) В психологии главное то, что это наука о человеке и поэтому все исходные принципы психологического познания человека, поскольку они имеют ярко окрашенную мировоззренческую тенденцию, они напрямую связаны с развитиями представлений о сущности человека, его отношении к миру и о сущности социально-психологических процессов.

2) Аристотель «Трактат о душе»: познание души способствует познанию любой другой истины и особенно познанию природы.

3) Психология способна давать знания другим наукам о самом процессе познания и его развитии.

Психология рассматривает мыслительные, интуитивные, чувственные и др. процессы. Это позволяет представителям других наук понять как происходят процессы познания, в чем трудности познания.

Значение методологического знания для психологии состоит в особенностях психологии как науки:

  1. Психология имеет самый сложный объект исследования. Предмет исследования – самый сложный предмет этого объекта – психика. Сложность этого предмета состоит в том, что все психические явления или феномены полидетерминированны. До конца понять сложность психики до сих пор не представляется возможным.

  2. Только в психологии объект и субъект исследования совпадают. Методологические проблемы: субъективизм получаемых знаний, проблема проверки знаний на объективность. Для психолога важно знание не только собственно психологических проблем, но и ориентация в смежных сферах знания. Человек изучает человека

  3. Психические процессы и феномены зачастую недоступны внешнему наблюдению. Значит, большая часть этих феноменов может быть изучена только в процессе самонаблюдения (интроспекции), которое не опирается на какие-то специальные средства. Следовательно, проблема субъективности, непроверяемости полученного знания.

  4. Трудно перепроверить самоотчеты испытуемых. Проблема возможных ошибочных интерпретаций полученной информации.

  5. Психические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии. Скорость этих изменений неизмеримо выше, чем в других сложных системах (биологических, географических и пр.)

- многие психологические знания устаревают очень быстро, иногда до его использования

- психолог должен осознавать в своей работе динамику этих изменений и ориентироваться на эти изменения в своей практической работе

- психолог должен осознавать, что устаревают не только научные данные, но и те данные, которые были получены в течение короткого периода (пр., результаты диагностики)

  1. Процедуры и методики психологического исследования сами по себе неизбежно приводят к изменению изучаемой реальности (например, все методики на интеллект). Любое психологическое исследование может быть реализовано и как процесс диагностики и как процесс порождения новых феноменов.

  2. В процессе исследования изменяется не только изучаемый объект, но и сам исследователь. (Необходимо осознавать особенности своей личности)

  3. Психологическое знание несет очень большую мирровозренческую нагрузку. Т.к. идеи, внедряемые сообществом психологов в общественное сознание оказывают прямое влияние на формирование норм и правил поведения, ценностей и идеалов человека или общества, то психологи должны осознавать особую ответственность за научную обоснованность и достоверность как публикуемых научных результатов исследования, так и достоверность, честность и корректность даваемых клиентам рекомендаций.

  4. В психологии, как ни в какой другой науке, объективные компоненты знания связаны с его личностными и моральными компонентами.

  5. Так как психология является одновременно гуманитарной и естественной наукой, то она использует широкий спектр научных методов исследования. Методологическая проблема: обоснованность, корректность и адекватность применения этих методов к изучаемой реальности.

  6. Психология – мультипарадигмальная наука и психологическая теория и практика в значительной степени зависят от позиции психолога, который работает в той или иной парадигме.

  7. Психология тесно связана с феноменами культуры и методологический анализ позволяет оценить, насколько выводы, полученные о человеке и его феноменах адекватный той культуре, в который эти знания получены или используются. Нужно крайне осторожно относиться ко всем зарубежным методикам, если они не прошли адаптацию на русскоязычной выборке.

  8. В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдонаучного знания. Эта особенность сохраняется в силу того, что многие сложные психические феномены невозможно познать с помощью метода научной психологии. Чрезвычайно важно подвергать анализу все те направления, которые не относятся к научной психологии.

  9. Психология очень молодая науки, до сих пор не найдено интегрированного подхода к исследованиям, нет достаточно адекватных методов для изучения некоторых феноменов. Особенно важно для нашей страны: особенности развития истории психологии в нашей стране (в 30-е гг очень сильно влияние идеологии на развитие психологического знания. Чтобы оценить достижения того периода и отделить собственно научное знание от идеологического также нужен специальный анализ. Конец 80-х гг – психология стала бурно развиваться, в психологию пришли люди из других профессий.

Таким образом, между психологией и методологией существует взаимосвязанные тенденции. Психологическое знание в современном обществе приобретает особое знание для развития всех других наук о человеке.