logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.

Послереволюционный период. Начинают появляться тоталитарные тенденции и ценность какой-либо теории определяется соответствием идеала марксизма-ленинизма. На психологию наибольшее влияние. Все в науке носит ярко идеологический характер.

Новые прикладные дисциплины и направления в психологии.

1. Психотехника (Шпильрейн) – 1923 г. психотехническая лаборатория. Основное направление работы: профотбор, профориентация, исследования пропаганды. Шпильрейн расстрелян. (Платонов, Левитов Геллерштейн?)

2. Педология (Нечаев, Лазурский). Объект – ребенок. Возникла идея формирования человека (Блонски, Басов, Выготский).

3. Поведенческая школа: два направления:

- рефлексология (Осипов, Уразов)

- реактология (Блонский, Корнилов).

В это время развивается и получает практическое принятие психоанализ. Резенталь – внедрение психоанализа в практику. Активно поддерживал Троцкий. В начале 30-х гг. был запрещен (гонения на Троцкого), вплоть до 60-х гг.

В 1929 г. вышло постановление ЦК партии и было создано общество педологов-марксистов.

1932 г. Крупская организовывает дискуссию по проблемам педологии (по результатам дискуссии выходит ряд работ (Блонский – педология, Выготский – основы педологии, Басов – о некоторых задачах, предстоящих перестройке педологии).

В 1933 г. – положен конец педологии.

Перед психологией возникает основная проблема, как адаптировать марксизм к психологии. Две тенденции:

1) можно догматически взять марксизм и перенести его в психологию

2) творческая переработка идеи марксизма.

На путях второго подхода в советской психологии созданы труда, которые положили основу методологии отечественной психологии (Ананьев, Басов, Выготский, Лурия, Леонтьев, Рубинштейн, Узнадзе, Смирнов, Теплов, Зинченко).

  1. Проблема материального субстрата психики и сенсорных процессов (Бехтерев, Павлов, Ананьев).

  2. Анализ содержательных характеристик психики (школа Рубинштейн)

  3. Изучение высших психических функций (Выготский).

  4. Психологические исследования деятельности и генезиса психики (Леонтьев)

  5. Проблема установки (Узнадзе).

  6. Психология отношений (Лазурский, Мясищев).

  7. Проблема психологии памяти (Зинченко, Смирнов)

  8. Проблема индивидуальности (Теплов, Ананьев)

С 38 по 40 г. – 160 научных работ.

Основные научные достижения в 20-30-е гг.:

  1. Психика стала рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи мозга.

  2. Положения об эволюционно-стадиального характера развития психики.

  3. Признание человека в качестве активного деятеля в окружающей среде

  4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики.