logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).

Концепция А.Н. Леонтьева

Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Основная цель развития – присвоение предметов, являющихся результатом человеческой деятельности. Основной механизм развития – интериоризация.

Каждая стадия психического развития определяется ведущим типом деятельности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Характеристики ведущей деятельности:

1. Внутри ведущего вида деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические процессы.

2. Внутри нее формируются и изменяются особенности личности ребенка.

3. Внутри нее возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

Леонтьев выделил специфический механизм смены ведущего типа деятельности – механизм сдвига мотива на цель.

Теория развития Даниила Борисовича Эльконина

Детское развитие базируется на универсальном типе отношений «ребенок-общество»

По мере развития общества из этого отношения выделяются два вида отношений:

«ребенок – общественный предмет» - развивается интеллектуально-познавательная сфера

«ребенок – общественный взрослый» - развивается мотивационно-потребностная сфера

Эти две линии развития взаимно пересекаются и в каждый возрастной период одно из направлений развития становится ведущим. Для развития двух направлений используются различные виды ведущей деятельности.

Эльконин проследил историю возникновения современных этапов детского развития. В примитивных обществах ребенок взаимодействует с обществом в целом (непосредственная связь с обществом). Условием развития является система «ребенок-общество». По мере развития общества, его усложнения в базовом отношении «ребенок-общество» выделяются более конкретные подсистемы: « ребенок - общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет».

Автор выделил два вектора развития: 1)развитие интеллектуально-познавательной сферы личности(формируется на основании отношения «ребенок – общественный предмет», взаимоотношений ребенка с миром вещей, предметным миром), 2)развитие мотивационно-потребностной сферы личности(формируется на основании отношения «ребенок – общественный взрослый»). Деятельность ребенка внутри этих двух направлений – это единый процесс, в котором формируется личность. В каждый возрастной период доминирует один вектор развития, преобладая над другим. Смена направления развития определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка.

В каждый возрастной период ребенку присуща определенная ведущая деятельность. Ведущая деятельность – деятельность, занимающая центральное место в развитии личности ребенка в определенный период и в основном определяющая особенности сознания ребенка и его отношение к разным сторонам действительности.

Периодизация психического развития

Период

Эпоха

Рис. 1. Периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин)

Примечание:развитие мотивационно-потребностной сферы, -----развитие интеллектуально-познавательной сферы,

- переход от эпохи к эпохе (большие кризисы), - переход от периода к периоду (малые кризисы).

Основание периодизации психического развития – ведущая деятельность.

Таблица 1