logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин

Эпохи развития

Возрастной период

Возрастные границы

Ведущая деятельность

Эпоха раннего детства

Младенчество

0 – 1 г.

Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с близким взрослым

Раннее детство

1 -3 г.

Предметно-манипулятивная деятельность

Эпоха детства

Дошкольный возраст

3 -7 лет

Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный возраст

7-11 лет

Учебная деятельность

Эпоха подростничества

Младший подростковый возраст

11 - 15 лет

Интимно-личностное общение со сверстниками

Старший подростковый возраст

15 – 17 лет

Учебно-профессиональная деятельность

Развитие рассматривается как чередование стабильных и кризисных возрастов.

Возрастной кризис – противоречие между местом ребенка в системе социальных отношений и уровнем развития мотивационно-потребностной и операционально-технической сфер.

Большой кризис возрастного развития– переход к следующей эпохе, перестройка отношений личности с миром: кризис 3, 12 и 17 лет. У ребенка наблюдается несформированность мотивов, потребностей и необходимость выработки жизненной позиции.

Малый возрастной кризис– переход к следующему периоду, перестройка отношения ребенка к себе: кризисы 1 г., 7 лет и 15 лет. Существует противоречие сформированных мотивов и отсутствия соответствующих средств реализации деятельности.

Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи- раннее детство, детство и подростничество.

Эпоха раннего детстваначинается скризиса новорожденности (0-2 месяца). Особый характер этого кризиса связан с изменением типа жизни и типа развития.

Младенчество (2-12 месяцев)- первый период эпохи раннего детства. Ведущей деятельностью являетсянепосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Опережающими темпами развивается мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста - генезис потребности в общении и развитие форм общения с близким взрослым. Завершается младенчествокризисом первого года жизни(малым кризисом), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя.

Раннее детство (1-3 года)является вторым периодом эпохи раннего детства. Ведущая деятельность -предметно-манипулятивная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтиком укрываются от дождя). Преимущественное развитие познавательной умственной сферы - речи, мышления, восприятия. Завершается периодкризисом трех лет- кризисом «Я сам».

Эпоха детстватакже включает два периода - дошкольный и младший школьный возраст.

В дошкольном возрасте (3-7 лет)ведущей деятельностью являетсясюжетно-ролевая игра. По своему содержанию - это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов и др. Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева - это возраст фактического складывания структуры личности, первичного соподчинения мотивов. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет (малый кризис).

Младший школьный возраст (7-11 лет)характеризуетсяучебной деятельностьюкак ведущей. Содержание учебной деятельности составляет овладение обобщёнными способами действий в системе научных понятий. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Завершается младший школьный возраст предподростковым кризисом (большой кризис).

Эпоха подростничества (11-17 лет) начинается с кризиса 10-11 лет и завершается кризисом 17 лет - кризисом начала вступления во взрослость.

Младший подростковый возраст (11-15 лет)- первый период эпохи подростничества. Ведущая деятельность - интимно-личност­ное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника - эталон для самопознания и формирование отношения к себе как ко взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствитель­ность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимуще­ственного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)завершает эпоху подростничества. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). Кризис 17 лет знаменует завершение эпохи подростничества и начало вступления во взрослость (период поздней юности - 17 - 20-21 год).