logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).

Б.Г. Ананьев занимался проблемами жизненного пути в 60-е годы 20 века. Он хотел создать науку (онтопсихологию), которая объединила бы все области познания о человеке. Онтопсихология Ананьева - это система психологических наук о развитии человека в его индивидуальном, общественно-историческом и эволюционно-биологическом аспектах, предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного, индивидуального развития человека.

Главное в его концепции то, что социальные отношения обуславливает жизненный путь личности, т.е. становление личности связано с изменением социальных отношений. Но если только социальные (общественные, исторические) отношения обуславливают жизненный путь личности, то каким скудным и обедненным оказывается этот жизненный путь и сама личность. С.Л. Рубинштейн подходил к личности совсем по-другому, считая, прежде всего, что личность есть совокупность внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. У Рубинштейна человек становится "субъектом жизни", у Ананьева человек в первую очередь - "субъект деятельности".

Б.Г. Ананьев рассматривает онтогенез и жизненный путь человека как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга явления. Онтогенез - это развитие индивида и его мозга, т.е. психофизиологических функций. Жизненный путь - сочетание исторических и биографических событий. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения". Логинова считает, что онтогенез у Ананьева выступает как "объективный фактор жизненного пути" (у него есть некая последовательность фаз: рождение, зрелость, старение и смерть). Также существует объективная детерминация жизненного пути - онтогенезом с одной стороны и социальными обстоятельствами с другой. Б.Г. Ананьев предлагает начинать изучение жизненного пути с помощью его периодизации. Ананьев вводит в психологию понятие "фазы жизненного пути", которые накладываются на возрастные стадии онтогенеза, но также обусловлены "историческими событиями", "изменениями образа жизни", "системой отношений", "суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни". Этапы жизни у Ананьева связанны между собой, он подходит к индивидуальному развитию как к единой, цельной истории: "Однако человек не "монтируется" из отдельных возрастов как своеобразных блоков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Все последующие фазы развития преемственно связаны предшествующими, причем не только с ближайшей, смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства". Для Б.Г. Ананьева основным является возраст человека, возраст соединяет социальное и биологическое в особые "кванты" - периоды жизненного пути. Для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути Ананьев предлагает использовать классификацию возрастов по психофизиологическим характеристикам развития: детство (воспитание, обучение, развитие), юность (обучение, образование, общение), зрелость (профессиональная и социальная, самоопределение личности, создание семьи), старость (уход из профессиональной деятельности, но сохранение активности в сфере семьи). Сами моменты преобразований (генетические переходы) он называет "критическими точками развития". Существует возможность характеризовать развитие личности по определенным "пикам" или "оптимумам", он также называет их "кульминационными моментами" (оптимальные моменты каждой фазы или наивысшее развитие разных психофизиологических функций). Б.Г. Ананьев также вводит понятие "старт" - начало самостоятельной профессиональной деятельности и ее "финиш".

Для Ананьева особо важным фактом начала жизненного пути человека становится факт начала общественной деятельности. Воспитание, образование, обучение - лишь подготовительные фазы жизненного пути человека. Так как в общественном сознании тех лет господствовало стремление к стандартизации, типизации жизни людей, то и на концепции личности Ананьева это отразилось. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывает скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную.