logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).

Эпигенетическая теория развития

Каждая стадия имеет свое значение для развития.

Это теория, рассматривающая основы человеческого «Я» в социальной организации общества.

Это психоаналитическая концепция об отношениях «Я» и общества. На каждом этапе личность разрешает нормативный конфликт между позитивной и негативной тенденцией.

В ходе развития личности формируется такая подсистема, как идентичность личности. Три типа идентичности:

1) эго-идентичность – совокупность представлений о себе, целостность личности и т.д.

2) групповая идентичность представление о себе с позиций требования определенной социальной группы

3) соматическая – сохранение целостности своего тела при взаимодействии с внешним миром.

Периодизация развития личности:

1 стадия: младенчество (рождение – 1 год)

Задача общества: формирование базового доверия к миру

Конфликт, который решает личность: доверие-недоверие

2 стадия: раннее детство (1-3 г.)

Задача общества: борьба против чувства стыда и сомнения в собственных действиях за независимость и самостоятельность.

Конфликт: автономия – стыд, сомнение

3 стадия: возраст игр (3 – 6 лет)

Задача общества: развитие активной инициативы, переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

Конфликт: инициатива – вина

4 стадия: школьный возраст (6-7 – 10 лет)

Задача общества: формирование трудолюбия и умение обращаться с орудиями труда.

Конфликт: прилежание – неполноценности

5 стадия: подростковый возраст (10 – 20 лет)

Задача общества: формирование первого, целостного, осознанного представления о себе и своем месте в мире.

Конфликт: идентичность – отсутствие идентичности, спутанность ролей.

6 стадия: молодость (20-35 лет)

Задача общества: установление близких дружеских связей, преодоление чувства одиночества, создание семьи, поиск спутника жизни

Конфликт: близость – изоляция

7 стадия: взрослость (35 – 60 лет)

Задача общества: реализация человеком себя и творчество

Конфликт: производство, творчество – эгоцентризм, стагнация (застой)

8 стадия: старость (после 60 лет)

Задача общества: становление окончательного целостного представления о себе и своем жизненном пути

Конфликт: интеграция, принятие себя – отвращение, отчаяние

Эриксон впервые рассмотрел развитие от рождения до старости.