logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Вербальная коммуникация

Использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.

К Р

РК

К1 2 3 4 Р

  1. Интенция (намерение) – человек стремится передать свои мысли, чувства (невербалика, мимика)

  2. Кодирование информации – облегчает его в словесную форму, доступную для собеседника)

  3. Передача информации

  4. Декодирование

Сопротивление принятию информации (а значит, и оказанному влиянию):

- отключение внимания слушающего,

- умышленное снижение в своем представлении авторитета коммуникатора,

- такое же — умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: то ли в силу специфики фонетики говорящего, то ли в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.

Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т.д.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

  1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

  2. Что? (передается) — Сообщение (текст)

  3. Как? (осуществляется передача) — Канал

  4. Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

  5. С каким эффектом? — Эффективность

Позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

1) открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

2) отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

3) закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.