logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях («Иельские исследования» К. Ховланда). Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Прежде всего так и оставалось неясным, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какой-то один его компонент (складывалось впечатление, что большинство шкал в состоянии «схватить» лишь эмоциональную оценку объекта, т.е. аффективный компонент аттитюда). Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме — выявлялся аттитюд на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности. Наконец, возникло еще одно затруднение по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934 г.

Карл Ховланд начал изучение проблемы аттитюдов в процессе своего исследования массовых коммуникаций во время Второй мировой войны. Изучая активность индивида в общей проблеме массовых коммуникаций, он представлял коммуникативный процесс как стимулы и реакции индивида и

опосредующие их психические процессы.

Исследования этого периода широко известны как «Йельская исследовательская программа массовых коммуникаций». В ходе этой программы Ховланд экспериментировал поначалу с убеждающим влиянием кинофильмов на солдат американской армии во времена Второй мировой войны. Он анализировал убеждающий эффект обучающих фильмов для солдат.Изучая воздействие этих фильмов, Ховланд разработал программу анализа эффективности разных параметров сообщения: доверия к источнику, апелляции к страху, использования только положительных или одновременно и отрицательных аргументов. Минусом этих исследований, как отмечал Ховланд, было то, что приходилось рассматривать фиксированные сообщения, вводимые с созданными фильмами. Анализ фильмов показал, что хотя солдаты получали больший объем знаний, их желание воевать практически не изменялось. Это связано с общей закономерностью, что знания могут меняться сильнее, чем отношение к тому или иному объекту.

После войны он продолжил свои изыскания в области убеждающего коммуникативного воздействия, результаты которых отражены в его работах Йельского периода

Карл Ховланд в своих исследованиях воздействия пришел к ряду выводов, которые сегодня считаются классическими.

1. Источники с высоким уровнем доверия ведут к большим изменениям отношений сразу после акта коммуникации.

2. Слабое использования страха ведет к большим изменением, чем сильная опора на страх.

3. Чисто позитивные сообщения лучше влияют на людей с низким уровнем образования. На людей с высшим образованием лучше воздействует выдача как позитивных, так и негативных аргументов (аргументов «за» и «против»).

4. Наличие в сообщении четкого вывода действует лучше, чем спрятанный вывод.

5. Индивиды, связанные с группой, слабее подвергаются воздействию по вопросам, вступающим в противоречие с групповыми нормами.