logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Социально-психологические механизмы общения

Под механизмами подразумевается те социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг на друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения.

Психическое заражение

Подражание

Внушение

Убеждение

Влияние (в психологии) – это процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним.

Фрейд считал, что все эти процессы сводятся к внушению.

Тард – подражание

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему (этим явлением объясняется массовые психозы)

Это форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека.

Если при большом количестве – многократное взаимное усиление эмоциональных воздействия общающихся между собой людей.

Сила явления прямопропорциональна количеству контактирующих людей.

Внушение (суггестия) – различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны ощущения представления, эмоциональные состояния и т.д.

В основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля, осуществляемого в отношении воспринимаемой информации.

Контрвнушение (контрсуггестия) – сопротивление индивида внушающему воздействие.

Воздействующий – суггестр

Внушаемый – суггелент

Поршнев с этим механизмом связывает индивидуализацию человека.

При внушении суггестр не испытывает тех чувств, которые внушение, он контролирует себя, в отличие от механизма заражения.

Внушение адресовано не к логике и разуму личности, а к готовности получить инструкцию к действию.

Условия эффективности внушения:

- состояние неуверенности в себе

- авторитетность источника информации

Внушение находит применение во всех сферах социальных отношений.

Убеждение:

1) специфический элемент системы представлений и взглядов человека, не отделенные от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности;

2) процесс усвоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия из вне;

3) способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида из вне.

Убеждение как 3 используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе информацию в систему установок и принципов личности.

В отличие от внушения убеждение воздействует на сознание личности через обращение к собственному критическому суждению.

Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто воспринимает информацию.

Степень эффективности убеждающего воздействия в определенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направленно это воздействие.

Граница между внушением и убеждением относительна.

Основные требования к убеждению в педагогике:

1) содержание и формы убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности;

2) должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;

3) при всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

4) должно содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты;

5) при убеждении часто бывает необходимым анализировать факты, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, так и в характере общего вывода;

6) убеждая другого, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает.

Подражание – воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта или обстоятельств воспроизведения.

Модель – тот, кому подражают.

Заражение, подражание и внушение не поддаются полному контролю сознания человека.

Заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер по отношению к индивиду, а подражание является качеством его психики.

Ольшанский считает, что подражание является наиболее древним механизмом, встречающимся даже у животных, является наиболее ключевым механизмом.

Парыгин: в основе подражания лежат следующие факторы, которые определяют его разновидности:

1) простая имитация – наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание отключается либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо по причине действия автоматизированных физических реакций и мышечных антиципаций.

2) Обыденное подражание как результат действия повышенной экономичности сознания в бытовых повседневных ситуациях.

3) особое, как бы «уважительное» подражание, достаточно очевидное в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают.

4) принижающее себя поведение, являющееся следствием недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки.

Факторы, от которых зависит подражание:

1) возраст – чем старше человек, тем менее он склонен к подражанию. С возрастом меняется и объектный характер подражания. Чем старше человек, тем он склонен подражать не конкретным образцам, а традициям и принципам.

2) пол – мужчины менее склонны к подражанию, чем женщины. Для мужчин более свойство инструментальное подражание, для женщин – эмоциональное.

3) уровень образования – чем менее образован человек, тем более склонен к подражанию; малообразованный человек более склонен подражать конкретным психологическим актам, более образованный – абстрактным, книжным образцам.

4) национальные особенности – члены этнического меньшинства более склонны к подражанию.

В психологическом отношении подражание зависит от целого ряда параметров:

- самооценка

- критичность мышления

- критичность по отношению к собственному поведению

- общий эмоциональный уровень.

Сем более индивидуализировано сознание индивида, тем менее он склонен к подражанию.

Взаимодействие различных механизмов общения:

1) механизмы общения взаимоусиливают друг друга

2) действуют в режиме противоречия друг другу

3) в одном механизме могут совмещаться противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития.