logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Психология больших социальных групп

Реальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, этнические группы, нации, профессиональные, половозрастные группы, массовые процессы и движения (Андреева) - толпа, публика, аудитория)

Содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне, поэтому психология больших социальных групп – это важнейшая проблема социальной психологии.

Социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как ключевой к познанию содержания и психики индивида.

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, которые обусловлены спецификой общественной практики, с которой связана данная группа.

Эти регуляторы в совокупности с особенностями группы образуют образ жизни группы (особые формы общения, особый тип контактов между людьми).

Важной психологической характеристикой группы является особенности языка.

Психологические характеристики группы представляют собой то типичной, что характерно для входящих в нее индивидов. То общее, что есть у членов группы. Это результат схожих, общих условий существования.

Структура большой социальной группы:

1 компонент: психический склад (более устойчивое образование) – национальные или социальных характер, нравы, обычаи, вкусы.

2. эмоциональная сфера (более подвижное динамическое образование) – потребности, интересы, настроение

В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах (Выготский). Этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере членами группы.

Московичи: концепция социальных представлений.

Социальные представления – обыденное представлении какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях; способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.

Исходя из этих представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм,

Социальные представления – инструмент группового социального познания. Создание групповых социальных представлений способствуют интеграции группы.

Менталитет – интегральная характеристика культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира представителей группы и их типичных ответов на картину мира. Включает образ мыслей, образцы поведения.