logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.

Дж. Уотсон – основоположник.

Предмет психологии не психика, а поведение. При этом поведение – это совокупность из внешненаблюдаемых, эффекторных, преимущественно двигательных реакций.

Сознание и психика – фиктивные понятия.

1. В возникновении бихевиоризма значительную роль сыграли изменения в сравнительной психологии (возникло стремление изучать поведение животных в естественных или искусственно созданных ситуациях).

2. Работы Торндайка (эксперименты с кошками). Интеллект животных – закрепление того движения, которое приводило к освобождению. Новая для кошки ситуация. Интеллект животных – нецеленаправленные импульсивные пробы и ошибки. Все поведение формируется по типу проб и ошибок, они приводят к определенным действиям, которые закрепляются при повторении и в поведении животного формируется навык.

Полученные закономерности приобретения индивидуального опыта на животных Торндайк переносит на процесс научения у человека и определяет поведение (поведение – результат научения).

Законы научения:

1. Закон упражнения (чем больше)

2. Закон эффекта (роль награды и наказания)

3. Закон готовности – готовность физиологического субстрата к выполнению определенных действий.

Закон упражнения должен войти в закон эффекта.

Наказание – тормозит внешние действия, но не ведет к угасанию.

Частные правила научения:

1. Выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации обучения.

2. Более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались, нежели в обратном.

Вклад Торндайка: показал, что само поведение может стать объектом психологического исследования. Внес вклад в становление объективного метода изучения психики, сформулировал закон эффекта и тем самым первый поставил проблему мотивации поведения.

Метод проб и ошибок после работ Торндайка широко распространился в бихевиоризме.

Т.о. Торндайк подготовил в естественно-научном плане появление бихевиоризма, его работы соответствовали требованиям и идеям того времени (объектом исследования должны стать действия, поведение).

Дж. Уотсон

Предмет психологии: поведение живого существа, адаптирующееся к окружающей среде как физической, так и социальной.

Цель психологического исследования: открытие средства контролировать поведение и направлять его в нужную сторону.

Ощущение, восприятие, желание, намерение и т.п. – субъективные термины (убрать из словаря психолога).

Дать каждому психическому явлению определение в терминах поведения.

Две формы поведения: внешнее и внутреннее.

Основной единицей этих форм является связь: стимул – реакция.

Внутренние реакции более слабые, нельзя наблюдать из вне.

Функция мозга: переброс нервных импульсов с рецепторных на эффекторные пути.

Возражал против детерминации поведения внутренних состояний организма. Поведение зависит только от внешних стимулов. Внешние стимулы являются основным детерминирующим фаткором поведения.

Ставит в психологии проблему научения и рассматривает ее как приобретение индивидуального опыта в процессе жизни.

Опровергал понятия награды и наказания, т.к. они содержат апелляции к психическим явлениям.

Основным условием приобретения каких-либо форм поведения является частая слитность стимула и реакции.

На дальнейшее развитие бихевиоризма оказало влияние учение Павлова. Сложилось направление «Теория обуславливания» - Скиннер

(Халл, Спенс, Газри – теории разные, но одно объединяет: единицей поведения является условный рефлекс).

Скиннер: продолжает традиции классического бихевиоризма и создает теории оперантного поведения. Дополняет теорию бихевиоризма понятием подкрепления.

Любое поведение человека формируется в том случае, если вызываемые реакции подкрепляются.

Специальный аппарат «Ящик Скиннера» (проблемные ситуации). Законы формирования и функционирования поведения представляют собой законы двигательных условных рефлексов.

Двигательные рефлексы, которые осуществляют воздействие на окружающую среду, Скиннер называет оперантным поведением. К оперантной сфере относит все формы психической деятельности человека.

Оперантной он считает социальную деятельность людей, общение людей друг с другом, в результате которого изменение поведения одного человека становится подкреплением действий другого.

Скиннер, рассматривая психическую деятельность, попытался создать метод обучения и приобретения знаний «программированное обучение».