logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.

Для того, чтобы изучать эмоции, необходимо знать индикаторы эмоциональных состояний, по которым можно судить о том, испытывает человек эмоцию или нет.

  1. Экспрессивные движения

  2. Психофизиологические реакции

  3. Результаты самонаблюдения

Методы исследования экспрессивных движений

Экспрессия – это внешнее выражение эмоции в поведении.

Лицевые признаки (мимические индикаторы), нелицевые признаки (пантомима, голосовые индикаторы).

Проблема происхождения экспрессии:

Эксперименты Дюма, Томпсон (лонгитюд) – сравнивались эмоциональные состояния слепорожденных и зрячих детей. Экспрессивные движения эмоций: страх, гнев, радость, в обеих группах был выражены в одинаковой степени. Результат: с возрастом от 5 до 20 мимика зрячих становилась боле выразительной и разнообразной, у слепорожденных экспрессивные движения регрессировали. Эксперимент свидетельствует о врожденной реакции экспрессивных движений и развитии экспрессии путем социального подражания.

Подтверждением социального происхождения экспрессивных движений являются результаты этнологических исследований.

  1. Общество с определенной культурой поощряет развитие одних эмоций и порицает другие. Экспрессия будет разной.

  2. В каждой культуре создается особый язык мимики и пантомимы, который имеет различное значение.

Методы исследования лицевой экспрессии.

Существует донаучный период изучения экспрессии, связанный с выражением лица.

Физиогномика (природа (физио), познание (гнозис)) – искусство распознавать характер и склонности человека по внешним признакам (Лафатер «Искусство познания человека по физиономии»). Лафатер описывал типы характера человека на основании величины и формы подбородка (пр, заостренный книзу подбородок – склонность к ласке и любви).

На сегодняшний день существует четыре основных метода идентификации эмоций. Цель: выявить актуальные состояния и настроения человека, а также способность распознавать эмоции других людей.

Применяют:

  1. формирование социальной и эмоциональной компетентности специалистов

  2. достижение эффективной межкультурной коммуникации

  3. формирование навыков общения у детей.

Демонстративный материал:

  1. Схематические рисунки лица, которые люди должны оценить.

  2. Фотографии эмоциональных состояний актеров

  3. Фотографии спонтанных проявлений эмоций.

Виды методов:

  1. Выбор одного названия эмоций из набора слов.

  2. Ранжирование каждого эмоционального выражения по набору эмоциональных шкал.

  3. Произвольное обозначение экспрессивных движений.

  4. Связывание эмоциональных экспрессивных движений с предложенными историями, каждая из которых описывает определенное эмоциональное состояние.

Ограничения методов изучения лицевой экспрессии (Вудвортс):

  1. Сложности идентификации эмоций – при свободном обозначении словами эмоций одни и те же выразительные движения обозначаются разными словами.

  2. Эмоции на фото актеров распознаются людьми намного лучше, чем спонтанные проявления эмоций.

Т.о. данные методы не позволяют провести объективное исследование идентификации эмоций.

Психофизиологические методы изучения эмоций

Теоретической базой для создания этих методов является теория Джеймса-Ланге. В качестве физиологических индикаторов используют следующие физиологические проявления:

  1. изменение электрического потенциала ладони

  2. частота и глубина дыхания

  3. частота пульса

  4. давление крови.

На сегодняшний день этот список расширился:

- ЭЭГ

- электромиограмма (состояние мышечной системы)

- ЭКГ

Ограничение этих методов:

  1. существуют сходные физиологические проявления при разных эмоциональных состояниях (физиологические проявления свидетельствуют не столько о качестве, сколько об интенсивности эмоций).

  2. Одни и те же эмоциональные состояния могут сопровождаться различными физиологическими проявлениями (1 тип радости – сужение сосудов, снижение давление, снижение частоты дыхания; 2 тип радости – наоборот).

Области применения данных методов:

  1. При профотборе (изучение стрессоустойчивости человека)

  2. Клиническая практика (оценивают причины нарушения эмоциональных состояний и отслеживают результаты терапии)

Психологические методы (психологические)

  1. Опросники (исследование эмпатии Бойко, тревожности Спилбергера, изучение агрессии Баса-Дарки)

  2. Шкалы отношений – эмоциональные состояния оцениваются с помощью возрастающего ряда чисел.

  3. Проективные методы (чаще используются в детском возрасте) – свободная интерпретация различных изображений (тест Розенцвейга по изучению фрустрации).