logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

3. Уровень конкретной научной методологии

На данном уровне основными принципами для изучения личности выступают системный и деятельностный подход.

Системный подход (принцип системности) в изучении личности

Системный подход позволяет представить личность в качестве целостности, в которой выявляются разнокачественные и разноуровневые связи.

Возник как попытка преодоления ограничений коллекционерский и структурного подхода (50-60, до 70 гг. очень активно развивались).

Коллекционерский подход – личность понимается как некоторая «емкость» для разнообразных черт

Личность рассматривается как определенный набор качеств, свойств, особенностей задачи психолога: каталогизация всех признаков и выявление индивидуальной неповторимости их сочетаний для конкретного человека ограничения подхода: 1) исчезновение граней между понятиями индивид, индивидуально, личность; 2) отсутствие понимания динамики личности через проблему ее формирования и развития; 3) трудности в организации психологической работы с человеком (коррекция, пр.).

Структурный подход (возник как реакция на ограничения и несостоятельность коллекционерского, 60-е гг). Попытки выявить общую структуру личности, которые сводились к выделению биологических и социальных подструктур поиск биологических и социально-обусловленных компонентов личности.

Но личность – это категория социальная, это продукт превращение индивида в общественное существо, субъект деятельности биологическая подструктура не может быть рядоположенна подструктуре социальной биологическое входит в структуру личности, становясь социальным.

Т.о., на основе этих ограничений возникает системный подход к проблеме личности.

Деятельностный подход

Преимущественно этого подхода придерживаются отечественные психологи (Рубинштейн, Лурия, Выготский, Эльконин и др.)

За рубежом: Сэв, Валлон, Коул, Вверг, Форверг и др.).

Понимать деятельность можно по разному, но большинство современных психологов признает, что без обращения к ней изучение развития и формирования, соотношение биологического и социального, механизмов регуляции социального поведения, коррекция отклонений и т.д. невозможно Личность нельзя понять вне контекста реального процесса взаимодействий субъекта в мире.

Личность – это особый элемент системы, обеспечивающая ориентировку в мире социальных отношений и преобразования образа жизни.

В рамках этого подхода:

Деятельность – это динамическая саморазвивающая, иерархическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит порождение психического образа, осуществление, преобразование и воплощение отношения субъекта в предметной действительности, опосредованный этим психическим образом.

Т.о., деятельностный подход не отбрасывает накопленное в психологии, а накапливает и перерабатывает определенным образом.

Основные принципы деятельностного подхода:

1. Принцип предметности – для формирования картины мира (образа мира) необходимо не непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств, а опосредованное через деятельность предметное отражение.

2. Принцип активности – поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер избирательность, направленность деятельности субъекта)

3. Принцип неадаптивной природы деятельности субъекта – человек – это не приспосабливающее существо, а преобразующее действительность, деятельность и самого себя.

4. Принцип опосредования – человек активно использует внешние и внутренние средства, как знаки или орудия переход от внешней детерминации поведения к самодетерминации.

5. Принцип интериоризации – механизм освоения и воспроизводства общественно-исторического опыта в процессе совместной деятельности.