logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

4. Личность как предмет психологического исследования.

Личность имеет междисциплинарный статус не только в системе наук, но и в рамках психологической науки. Многие дисциплины психологического направления обращаются к проблеме личности.

Одним из сложных вопросов является определение предмета изучения психологии личности.

Психология личности – это молодая отрасль психологии, которая выделилась из общей психологии – анализ личности требует создания определенной теории или модели, соответствующей научным требованиям, связанная с интеграцией знаний по проблематике личности, накопленной в отечественной и зарубежной психологии, которая в настоящее время отсутствует – существует множество концепций, теорий, моделей, построенных на разных основаниях, отличающихся по ряду критериев.

Вместе с тем анализ разнообразных концепций позволяет выделить общие точки соприкосновения позиций:

1) в большинстве определений личность – это некоторая гипотетическая структура или организация

2) в большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми

3) личность рассматривается в эволюционном процессе как продукт влияния внутренних и внешних факторов.

4) поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. Именно личность отвечает за устойчивость поведения.

Т.о., основной целю психологии личности является анализ подходов к ее изучению, обобщения накопленного теоретического и эмпирического материала относительно проблемы личности для создания интегральной модели личности, что в свою очередь является предметом психологии личности.

Основные задачи психологии личности:

1. Изучение проблемы личности через призму истории формирования представлений о ней.

2. Исследование органических предпосылок и социальных условий развития личности, изучение взаимодействия биологических и социальных факторов.

3. Обсуждение требований к психологической теории личности, выделение критериев и компонентов теории личности.

4. Анализ внутриличностной структуры, согласованности компонентов личности, а также выход на интерперсональную структуру личности.

5. Исследование межиндивидуальных различий, отличающих одну личность от другой.

6. Изучение движущих сил развитии личности, решение вопросов о периодизации ее развития.