logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

8. Мотивация отдельных видов деятельности.

Общение.

Потребность в общении как предмет изучения представлен в работах М.И. Лисиной, которая определяет её как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и сих помощью к самопознанию и самооценки. Полагает, что эта потребность строится на основе других потребностей – органическая, потребность в новых впечатлениях. Отечественные психологи (Рубинштейн, Лисина) считают, что потребность в общении формируется прижизненно в результате контакта ребенка со взрослым. В доказательство проводили наблюдения над младенцами. В первые недели ребенок не реагирует на обращения взрослых. А в возрасте двух месяцев способен отличить добрую интонацию от злой. На первую появляется реакция оживления. В результате Лисиной были выделены 4 этапа становления потребности в общении. 1 – внимание и интерес ребенка ко взрослому, 2 – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого, 3 – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого, 4 – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

В зарубежной психологии (Мюррей) используется как синоним понятие «мотив аффилиации» - это потребности контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Если говорить о мотивах У.Д. младших школьников, то можно выделить мотивы посещения школы и мотивы обучения (Л.И. Божович). Мотивы поступления в школу – познавательные, престижные (изменение статуса), стремление к взрослости. Мотивы обучения – интерес к учению, основанные на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний, желание получить образование в связи пониманием его необходимости в жизни, профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу, быть отличником.

Если анализировать мотивацию У.Д. студентов, то можно выделить следующие мотивы поступления в ВУЗ и обучения в нем: желание находится в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, познавательный мотив, мотив получения документа (прагматические мотивы).

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОТИВЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. группа – побуждения общественного характера. Осознание необходимости приносить пользу обществу, общественная установка на необходимость трудовой деятельности.

  2. получение определенных материальных благ для себя и семьи

  3. удовлетворение потребности в самоактуализации и самовыражении.

ПРОБЛЕМА ПОЛИМОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В русле отечественной психологии общепринятым является мнение о том, что деятельность и поведение человека обусловлено одновременно многими мотивами. Так, А.Н. Леонтьевым выдвинуто положение о полимотивированности деятельности человека. Предлагает рассматривать несколько вариантов полимотивации. 1. – состоит в обусловленности деятельность несколькими видами мотивов, что придет Д. двоякий смысл – учебная деятельность направляется и познавательными социальными мотивами. 2. это сочетание смыслообразующего мотива, осуществляющего функцию побуждения, направления и смыслообразования, с мотивами – стимулами, которые играют роль дополнительной стимуляции данной деятельности.

Л.И. Божович, рассматривая мотивы учебной деятельности, говорит о том, что деятельность обусловливается многими потребностями, которые, связываясь, друг с другом образуют единый мотив, и определяют цель деятельности. Так, отметка в качестве мотива может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность быть на уровне своей собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет товарищей, и желание облегчить поступление в ВУЗ и т.д.

Поэтом у в наст. Время придерживаются следующей точки зрения – (Имедадзе, Ильин) при полимотивации одновременно действуют несколько мотивов, в состав каждого из которых могут входить несколько потребностей. Эти мотивы и потребности как бы встроены в общий мотив и способствуют достижению конечной цели.

С проблемой мотивации Д. пресекается проблема «борьбы мотивов» (Лазурский) это стечение обстоятельств, при котором у человека наряду с одним желанием или влечением, отличающимся значительной силой, возникают другие желания, противоположные первому, затрудняющие его осуществление (столкновение между чувством долга и любовью к близким, между желанием достигнуть цели и страхом перед опасностью). Всегда связан с проблемой выбора и проявлением человеком решительности. В данном случае возникает внутренний мотивационный конфликт. Он бывает нескольких типов.

1. «Стремление – избегание» - и хочется и колется. Хочу, но не могу.

2. «Стремление – стремление» - действовать надо, но вопрос возникает как. Все способы удовлетворения известны и равнозначны. Два разных действия одинаково привлекательны. После выбора выбранное действие обычно кажется менее привлекательным, чем отставленным.

3. «Избегание – избегание» - помогает сделать выбор внешнее воздействие, в зависимости от степени референтности того, кто воздействует. Особенно сложно, когда и так, и так плохо и приходится выбирать из нескольких зол меньшее.