logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).

Основной механизм – осознание эмоциональных переживаний.

С. Шехтер

Эмоции – это результат взаимодействия двух компонентов:

1) неспецифический – это вегетативное возбуждение как условие любой эмоции

2) специфический – определенная ситуация интерпретации возникшей ситуации.

Эксперименты: испытуемым вводилась порция адреналина:

1 гр. сообщили о симптомах

2 гр. не говорили о действии адреналина.

Лица, которые не получают правильного объяснения физиологических симптомов, будут в большей степени подвержены влиянию ситуацию.

Р. Лазарус

Центральным понятием является понятие угрозы (оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения с вредом). Если человек воспринимает ситуацию как угрожающую его сущности, то это будет вызывать развитие эмоциональных состояний.

Эксперимент: изучалось влияние на состояние людей документального фильма (ритуал инициации у аборигенов).

Гипотеза: если изменять основания при оценке степени приносимого вредя, то можно уменьшить стрессовую реакцию человека).

Предполагалось три различных звуковых сопровождения (интерпретации содержания):

1) сопровождение носило травмирующий характер, показывающий вред.

2) носило отрицающий характер (нет вреда, все нормально)

3) носило характер интеллектуализации (беспристрастный характер)

При отрицании и интеллектуализации наблюдались самые неинтенсивные стрессовые реакции.

В более поздних работах Лазарус усложняет модель возникновения эмоций и выделяет два типа оценки ситуации:

1) первичная оценка (оценка самой угрозы) – как оцениваемый стимул относится к благополучию индивида.

Факторы, влияющие на первичную оценку:

1. Релевантность (соответствие) ситуации цели человека – эмоции зависят от того, насколько оцениваемая ситуация или стимул затрагивают цели и образ жизни индивида.

2. конгруэнтность цели – соответствие оцениваемой ситуации желания человека.

3. тип я-включенности – зависимость эмоции от угрозы самооценки человека.

2) вторичная оценка – оценка защиты от угрозы (оценка возможности снизить опасность и вред угрожающего стимула).

Факторы:

1. Доверие-недоверение к ситуации (человек осуществляет оценку причины фрустрирующей ситуации). Если есть доверие, то развиваются положительные или нейтральные эмоции; недоверие – отрицательные.

2. Потенциал преодоления – оценка способности преодоления ситуации (если есть потенциал преодоления, то эмоция не развивается; если нет, то развивается крайне интенсивно).

3. Ожидание на будущее – предвосхищение последствий ситуаций.