logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

5. Понятие «индивидуальность».

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое), неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Идея индивидуальности возникает в античной философии прежде всего в связи с разработкой древнегреческими атомистами ЛевкиппомиДемокритомпонятия атома, или индивида (греч. átomos, как и лат. individuum — неделимый), — как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определённой "формой" и "положением", т. е. выступающих как индивидуальность. После древнеримского философа Сенеки за индивидуальностью утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики. В средневековойсхоластикепонятие индивидуальности ограничивается человеческой личностью. Начиная с эпохи Возрождения акцентирование индивидуальности отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейскогоиндивидуализма. В философии 17 в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у немецкого философаЛейбницав его учении омонадахкак о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И. используется и Гёте. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцанияромантизмаи позднее для восходящей к нему по своим духовным истокамфилософии жизни.

В настоящее время в различных науках и в философии понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, этология,генетика) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностяхгенотипаифенотипа.

В психологии проблема индивидуальности ставится прежде всего в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и др. особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего "Я". В этом плане вопрос об И. встаёт в психологии прежде всего в связи с анализом темпераментаихарактерачеловека, поиском оснований для выделения типов людей (их классификаций — в характерологии, физиогномике, графологии и т. п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий, в связи с чем И. описывается как набор признаков, присущих данному человеку.

Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель.

Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты).