logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".

Изучение личности начинается с определения ее статуса, при этом сама личность рассматривается как совокупность соци­альной ситуации развития, как объект взаимодействия различных социальных структур и исторических процессов. Однако уже при изучении статуса личности обнаруживается, что по мере ее формирования и развития возрастает мера ее активности в сохранении или преобразовании собственного статуса в зависимости от социальной общности, к которой она принадлежит Деятельная, субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях опреде­ленного статуса.

Субъект деятельности - личность - характеризуется т. или и. правами и обязанностями, которые общество ей приписывает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Социальная роль (И.С.Кон) - «функция, нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию... Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не завися от сознания и поведения кон­кретного индивида; они даются ему как нечто внешнее более или менее обязательное; субъектом их является не индивид, аобщество или какая-то конкретная социальная группа». Именно поэтому ролевое поведение личности можно понять лишь в связи в более общими социальными структурами, к которым относится данная социальная группа.

Ролевое поведение личности и ее отношение к группе следует рассматривать в нескольких аспектах, не ограничиваясь со­циологическим. Е.С. Кузьмин «роль может оцениваться в социальной, соц-психологической и психологической системах. Роль в социальном плане - это скорее объективный результат и социальная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в социально-психологическом смысле - это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении рол, это со­отношение различных ролей, их конфликтность, это соотнесение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностя­ми и т.п. Все эти ЦО, нормы существенно зависят от динамики ролей и наоборот. Роль в психологическом плане - это соот­ветствие качеств индивида и выполняемой роли».

Также Ананьев вводит такое понятие как жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе. Фазы жизненного пути определяются историческими событиями, социальной, экономической и прочими ситуациями в стране, социальным статусом человека системой отношений, в которые он вступает, суммой ценно­стей - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Онтогенез с последовательностью фаз (рождение, зре­лость, старение, смерть) выступает как объективный фактор жизненного пути.

Кроме того, Б. Г. Ананьев наиболее полно описал структуру индивидных и личностных свойств. Он выделил 2 класса ин­дивидных свойств: 1. возрастно-половые (возрастные особенности и половой деморфизм) и 2. индивидуально-типические (конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий). Интеграция этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и в задатках - с другой.

Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностный свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общест­венного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодей­ствия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности - с другой. Основная форма развития личностных свойств человека - его жизненный путь в обществе, его социальная биография.