logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.

Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Форми­рование личности не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособ­ления к внешней среде.

Индивид - природное существо, обладающее какой-либо физической конституцией, типом не, темпераментом, динамиче­скими силами биологических потребностей, аффектами и т.д.

Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе своей деятельности. Изменение индивидуальных особенностей - следствие формирования его личности. Внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Реальным базисом личности человека является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Деятельности субъекта - исходные «единицы» психологического анализа личности. Об­стоятельства могут привести к сдвигу одного из главных мотивов на безличные операции, которые из-за этого превращаются в самостоятельную деятельность и характеризуют личность. Действия могут быть лишь средством достижения целей, дейст­вительный мотив которых может лежать в иной плоскости. Особенности личности обнаруживают себя в отношениях, в ко­торые он вступает в процессе труда.

«Индивидом рождаются, а личностью становятся». Согласно Леонтьеву (по его работе «Индивид и личность»).

Понятие «индивид» выражает целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характери­стику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Леонтьев отмечает правило: что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индиви­дов и их организация, тем более выраженными становятся различия в прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

Индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт взаимодействия со Средой, а не среды, взятой самой по себе.

Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной сис­темы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, т. е. изменяются.

Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Личность человека создается общест­венными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. При этом трансформируются, меняются и неко­торые его особенности как индивида как следствие формирования его личности. Иначе говоря, особенности, характеризую­щие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной дея­тельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отноше­ний индивида с миром. Понятие индивида в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение со­ставляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Т. о. индивид - это совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Например, строение тела, нервной системы, темперамент, задатки и проч.

Согласно Асмолову, индивидные предпосылки (задатки или темперамент) сами по себе не предопределяют развитие спо­собностей и характера. Если индивид не будет вовлечен в соответствующую его задаткам деятельность, то они останутся нереализованными. Темперамент и задатки, впрочем, как и любые индивидные предпосылки, не представляют собой свойств личности и не являются основой личности. Они определяют формально-динамические аспекты поведения личности. В по­мощью социальных групп человек включается в поток деятельностей и начинает усваивать экстериоризованный опыт чело­вечества. Индивидные предпосылки оказывают активное влияние на этот процесс и используются личностью как средство достижения ее целей.

Ананьеввыделяет 2 класса индивидных свойств:

1. возрасти о-половые, в которые входят: А) возрастные особенности/ свойства и Б) половой деморфизм").

Половой диморфизм - это половая разница, которая существует в разных сферах функционирования человека. Она проявля­ется в - физической силе; - скорости развития; - выносливости; формах мышления. К примеру, у мужчин больше развито аналитическое мышление, у женщин - образное. Могут различаться уровни развития верб-го и невербального интеллекта.

2. индивидуально-типические, в которые входят А) конституциональные особенности. Б") нейродинамические свойствамозга. В) особенности функциональной геометрии больших полушарий). Эти свойства являются первичными, и их взаимо­действие определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей. Эти свойства индивида можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и в задатках - с другой.

Конституциональные особенности влияют на особенности характера. Нейродинамические свойства мозга- основы темпе­рамента. Генотип - наследственная основа организма, то, что заложено в генах. Совокупность всех наследств факторов ор­ганизма. Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся под влиянием генетических фак­торов и факторов внешней среды, в процессе его индивидуального развития. Вопрос генотипа и фенотипа - это вопрос взаи­модействия генетических факторов и факторов среды. Человек рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуаль­ные генотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Генотип предпола­гает возможность проявления определенных черт, но они могут и не проявиться. Фенотип - это результат взаимодействия генотипа с определенной средой.