logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.

В 1906 г. Лазурский опубликовал работу «Очерк науки о характерах». В книге обсуждены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов, и приня­тием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов (по­ложения актуальны в настоящее время).

Николай Николаевич Ланге дал своё понимание отличий влечений от «хотений». Полагал, что последние - это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» - деятельная воля.

Л.С. Выготский гово­рил, что смена интересов является ключом понимания психологического развития подростков. Одним из первых стал разде­лять мотив и стимул. Работа «Педология подростка» в ней он поднимает вопрос о проблеме соотношения влечений и интере­сов, решение ее позволит раскрыть детерминанты психического развития подростка. 2 этапа развития подростка: I. формирование влечений (активность отрицательная, 2. формирование увлечений (они переориентируются если правильно направит активность). Куль­турно-историческая теория развития ВПФ - поднимает вопрос о борьбе мотивов, о произвольной осознанной мотивации -ВПФ.

С.Л.Рубинштейн представляет мотив ядром личности человека. Потребность - это испытываемая челом нужда в чем-то, лежащем вне его, кот определяет связь человека с окружающим миром, благодаря потребности он выступает как активное существо. Акцент на важности учета внешних механизмов (критика ПА). В ходе деятельности людей их потребности развиваются и преобра­зуются, поэтому они м.б. как источником деятельности, так и ее результатом (мотив - это источник действия, его порождающий. Мотив связан с целью деятельности, иногда может отделится от цели (игровая деятельность - цели нет, мотив есть)

В.К.Вилюнас рассматривает мотивацию и мотивы не только человека, но и животных. При этом под мотивацией понимается любая причина, вызывающая ту или иную реакцию животных и человека. По мнению Вилюнаса мотивация - совокупная система процессов отвечающих за деятельность.

В своих работах А.Н.Леонтьев утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Это не означает, что действия не мотивированы, просто для деятельности и действий имеется общий мотив. Однако цели деятельности и действий в её составе не совпадают. Когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Подобные случаи он обозначает как «сдвиг мотива на цель». Опредмечивание потребности и возникновения мотива. Смыслообразующая функция мотива (по­будителем является не сам предмет, а его значение для чела). Говорит о соподчиненности мотивов. Идея о полимотивированости деятельности (ведущие мотивы, второстепенные).

Узнадзе выделяет ключевое понятие установка. Полагал, что источником активно­сти является потребность. Потребность - то, что является нужным для организма, но то чем он в данный момент не обладает. Установка - это позиция личности, которая заключается в определенном отношении к целям и задачам и выражается в изби­рательной готовности к деятельности, направленной на их осуществление.