logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Теория автономной речи Выготского

В развитии речи можно выдвинуть два основных периода:

1) соответствует младенческому возрасту (до 1 года), безязычный период (формирование звуков).

2) раннее детство – языковой (ребенок начинает произносить слова).

Между этими периодами существует период автономной речи. Возникает приблизительно в один год (кризис одного года).

Элиасберг – ввел термин «автономная речь».

Дарвин: Первый описал феномен этой речи и выделил ее своеобразные особенности. Он выделил основные особенности автономной речи.

  1. Фонетический состав речи – звуковой состав речи ребенка отличается от речи взрослого.

  2. Артикуляционные и моторные компоненты речи отличаются.

  3. Смысловая сторона речи. Значение слов автономной речи представляет собой целый комплекс значений.

  4. (Выготский) – с помощью автономной речи ребенок особым образом общается со взрослыми, он может связаться только с теми, кто его понимает. Слово употребляется тогда, когда оно представлено в какой-то конкретной ситуации (в поле зрения ребенка). Яркие эмоциональные реакции связаны с трудностями в понимании.

  5. (Выготский) – своеобразная связь слов. В этой речи нет грамматических правил связи слов.

К. Штумпф – после выхода его работы активизировалось изучение автономной речи. Учение об автономной речи включает два основных положения:

1. Период автономной речи – это необходимый этап в развитии речи.

2. Автономная речь ярко проявляется при различных аномалиях и задержке в развитии речи.