logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)

Гуманистическая психология появилась как альтернатива психологическим направлениям бихевиоризму и психоанализу. Начала развиваться в 30-е годы, активно развивалась в 50-е годы ХХ века. Гуманистическая психология сформировала собственное понимание человека и личности.

Представители: Олпорт, Маслоу, Роджерс, Мей.

Основной объект – психологически здоровые, зрелые, творческие представители, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру.

Личность – это психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности в обществе как продукт развития человеческого опыта и усвоения общественных норм поведения.

При этом человек относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Основная мысль – у человека изначально существуют альтруистические потребности и именно они являются источником поведения человека.

Гордон Олпорт (1897-1967).

Он считал, что нельзя те факты, которые получены на больных переносить на психику здорового человека. Психология должна перейти от исследования больных к исследованию здоровых. При этом важно не только описывать наблюдаемые факты, но также систематизировать и объяснять их. Свою задачу в области психологии он определял таким образом – необходимо разработать способы исследования личности и создания объяснительных принципов личностного развития.

Основной постулат теории Олпорта: личность представляет собой открытую, саморазвивающеюся систему. Личность – это социальное существо и она не может развиваться без контакта с обществом. Цель общения – не уравновешивание со средой, а общение и взаимодействие.

Олпорт возражал против того, что развитие представляет собой адаптацию. По его мнению, не может существовать равновесие между окружающим миром и человеком т.к. человек стремится устанавливать новые отношения, развивать существующие, достигать нового.

Также личность – это иерархически организованная система. В качестве центрального образования в структуре личности выступает мотивационно-побудительная сфера. В ней он особо выделяет 2 мотива: мотивы нужды и мотивы развития. Принцип равновесия больше применим к мотивам нужды, а к мотивам развития принцип гомеостаза неприменим. Мотивы развития – это источник развития личности.

Для доказательства своей точки зрения он анализирует жизнь великих людей.

Система высших мотивов входит в центральное ядро личности «Я» и преобразуется в систему ценностей человека. Если человек отказывается от развития, это приводит к отказу от ценностей и отказу личности от самой себя.

По его мнению, мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых требует формирования новых возможностей человека.

Зафиксированные в мотивах и целях перспективы становления личности являются важнейшими ее характеристиками. Т.е. самое главное – это устремленность личности в будущее => личность – это есть процесс непрерывного становления.

Вопрос о том, как формируются новые мотивы? Формирование мотивов происходит следующим путем: превращение средств деятельности в ее цели и мотивы.

Развитие мотивационной сферы происходит в единстве с формированием навыков поведения и это приводит к формированию основных свойств личности, которые Олпорт называет чертами личности. Понятие черта – это не черта характера, а черта-мотив или черта-интерес.

Каждый человек неповторим, уникален, т.к. является носителем уникальных качеств и потребностей. Существует 2 типа черт:

  1. Основные черты – стимулируют поведение и являются врожденными.

  2. Инструментальные черты – их главная цель оформление поведения, и они формируются в процессе жизни (вежливость, сдержанность и т.п.).

Эти черты переплетаются между собой и служат основой формирования новых мотивов.

Набор этих черт составляет ядро личности. Он вводит такое понятие как автономность черт. Эта автономность развивается со временем (у ребенка они неустойчивы, несформированы и только у взрослого человека они приобретают независимость от биологических потребностей, давления общества). Автономность дает человеку возможность сохранять индивидуальность и быть открытым обществу.

Олпорт выделяет черты здоровой личности и невротической личности.

Здоровая личность:

  1. Активная позиция по отношению к действительности

  2. Доступность опыта сознанию (способность видеть события собственной жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите)

  3. Самопознание

  4. Способность к абстракции

  5. Постоянный процесс индивидуализации

  6. Устойчивость к фрустрациям

Черты невротической личности:

  1. Пассивная позиция по отношению к миру

  2. Меры защиты

  3. Искажение истинного положении вещей

  4. Ограниченность мышления

  5. Закостенение развития

Олпорт одним из первых поставил вопрос об индивидуальности каждого человека.

Шарлота Бюлер - немецкий психолог. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. С 1929 г. профессор университета Вены, с 1938 г. - Осло, с 1940 г. - Лос-Анджелеса. С 1970 г. - президент Ассоциации гуманистической психологии. В 20 - 30-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследованиям уровня психического развития ребенка, для диагностики которого ввела понятие коэффициента развития (вместо коэффициента интеллекта). На основе этих исследований создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии.

Важнейшие работы Ш. Бюлер - Жизненный путь человека (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и Введение в гуманистическую психологию (1972, в соавторстве с Мелани Ален)

А.Маслоу (1898-1970).

Критиковал психоанализ за то, что психическое развитие рассматривалось как адаптация и стремление к равновесию. По его мнению это равновесие подобно смерти для личности. Социальность заключена в самой природе человека, люди обладают потребностями в общении, принадлежности, любви, уважении, которые специфичны для человеческого рода.

Бихевиоризм критиковал за то, что стремление к саморазвитию не м.б. описано и объяснено с позиции поведенческой психологии. Поэтому психология поведения д.б. дополнена психологией сознания, которая бы изучала «Я-концепцию».

Центральное понятие теории – самоактуализация.

Стремление к самоактуализации – это основной источник деятельности, поведения, поступков и т.д.

Человеческую природу нужно изучать только на основе лучших ее представителей (18 человек, 9 современников и 9 исторических деятелей). На основе исследований построил пирамиду потребностей. Сначала он строил жесткую иерархию, затем отказался от жесткой детерминации и объединил потребности в 2 класса: потребность нужды и саморазвития.

Вводит понятия пик-переживания (одномоментное изменение) и плато-переживания (длительные переживания). Он выделяет качества, которые присущи самоактуализирующейся личности:

  1. Толерантность (терпение к своим ошибкам и других)

  2. Творческий потенциал и оригинальность

  3. Самовосприятие (принимают себя безусловно) и т.д.

Суть личности составляют осознанные стремления и мотивы.

По его мнению, невротики – это люди, которые не развиваются, не осознают свою потребность в самоактуализации.

Т.о. был одним из первых, кто обратил внимание не только на отклонения, но и на негативные стороны личности, но и исследовал достижения личного опыта, пути саморазвития и самосовершенствования.

К.Роджерс (1902-1987)

Работал в качестве практикующего психолога в центе помощи детям => терапия, центрированная на клиенте.

Центральная идея – это ценность и уникальность человеческой личности. Основной потребностью является потребность в самоактуализации. В процессе жизни человек накапливает опыт, который уникален, неповторим. Этот мир, который создает человек, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью. Это возможное несовпадение опыта и реального мира связаны с тем, что не все объекты мира входят в реальную действительность. Совпадение опыта и реальной действительности Роджерс называет конгруэнтностью (то, что сообщает другим, что он осознает в происходящем и то, что происходит вокруг). Нарушение конгруэнтности приводит к невротизации личности. К невротизации ведет также уход человека от собственной индивидуальности и отказ от самоактуализации.

Центральное место в его концепции личности занимает проблема соотношения трех компонентов:

  1. Истинное содержание личности.

  2. Представления человека о себе, о своем «Я».

  3. Представление об его идеальном «Я», о том желаемом типе личности.

В структуре «Я» особое значение имеет представление человека о себе (самооценка). Формирование самооценки часто сопряжено с конфликтами. В такие моменты происходит моменты взвешивания, в которых определяется значимость человека для себя => самооценка д.б. гибкой, адекватной.