logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.

Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия — известный советскийпсихолог, основатель отечественнойнейропсихологии, ученикЛ. С. Выготского, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью.

А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика,психофизиология,детская психология,этнопсихологияи др.

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывалкультурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в созданиитеории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношениянаследственностиивоспитанияв психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой цельюблизнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например,зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. В областидефектологииразвивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление —нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификациюафазических расстройстви описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.