logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

Формирование этнического самосознания.

В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.

Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.

В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение , на основе которого формируется чувство сопринадлежности .

Сравнение неосознанно приводит к оцениванию, и непохожесть вызывает внешне немотивированное отвержение. Так человек кажется нам некрасивым, потому, что «у нас», к примеру, более светлая кожа. Точно также и родной язык: он – привычен, и поэтому кажется благозвучным, а вот чужая речь воспринимается как непонятная «тарабарщина».

Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например, русские?

Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.

Этнический стереотип – разновидность социального стереотипа (ввел Липпман в 1922 г.).

Стереотип – упрощенное, обобщенное мнение о группе либо определенных объектах.

Этнический стереотип – не равен этнической установке.

Стереотип возникает без реального взаимодействия с представителями этнической группы (формируются опосредованно через СМИ, через обсуждения с другими и пр.).

Этническая установка – всегда конкретна, оперирование конкретной личностью, результат личного опыта.

Виды этнических стереотипов:

  1. Гетеростереотипы (сформировались относительно других этнических групп).

  2. Аутостереотипы (своя этническая группа).

Свойства этнических стереотипов:

  1. Эмоционально-оценочный характер

  2. Устойчивость и даже ригидность к новой информации

  3. Согласованность (высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы).

  4. Неточность: две причины:

- по причине неверного направления

- по степени обобщения

В 50-е годы ХХ в. Клайберг изучал этнические стереотипы по степени правдивости. Гипотеза зерна истины –объем истинных знаний в стереотипе всегда превышает объем ложных знаний.

Если ложь больше правды, то это предрассудок.

Функции этнических стереотипов:

  1. функция познания окружающего мира (психологическая функция)

  2. социально-психологическая функция

  3. социальная функция (предварительных шаг к реальным взаимодействиям между группами)