Мнения и верования толпы.
Лебон говорит о том, что факторами, определяющими характер мнений верования толпы являются "отдаленные" и "непосредственные" факторы.
Отдаленные факторы делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнутся некоторыми другими взглядами. Они подготавливают почву , на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами (раса, традиции, время, образование, политические и социальные учреждения).
Непосредственные факторы действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызывают никаких результатов. Они порождают в толпе активную уверенность; т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми последствиями. Благодаря им, в толпе возникают решения, увлекающие ее (образы, опыт, слова и формулы, рассудок).
Лебон считает, что влияние расы таково, что ни один элемент не может перейти от одного народа к другому, не претерпев, тем самым, глубоких изменений. В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, они являются своеобразным синтезом расы. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Толпа является стойкой хранительницей идей и упорно противится их изменениям.
Время способствует возникновению, развитию и уничтожению верований, дает им силу и могущество. Оно подготавливает мнения и верования толпы, или почву для них. Политические и социальные учреждения, говорит Лебон, являются продуктом расы. Не они создают эпоху, а эпоха создает их. Не во власти народа менять учреждения, в его силах лишь менять их названия посредством насильственной революции. Но сущность их не изменится.
Необходимо изучить отдельно законы и учреждения каждого народа, для того, чтобы составить для себя ясное понятие о том, до какой степени они служат выражением потребностей расы, и уже потому не могут быть изменены насильственно. Народы управляются свойствами своего характера, и такие учреждения, которые не соответствуют характеру толпы, представляют собой, своего рода, заимствование одежды, переодевание.
Образование в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их, и даже создать между ними равенство. Главная ошибка латинской системы образования в том, что она опирается на заучивание. Рассудок, опыт, инициатива и характер являются условиями обеспечения успеха в жизни. Вожаки толпы:
Обычно, вожаки толпы не принадлежат к числу мыслителей. Это люди действия. Роль всех великих вожаков заключается в том, чтобы создать веру, будь то вера религиозная, политическая или социальная. Сила веры является наиболее могущественной из всех тех сил, которыми располагает человечество. Все исторические события, считает Лебон, были произведены верующими людьми, вся их сила заключена в вере.
В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее лидером, властелином. Вожаков Лебон делит на две категории:
Люди энергичные, с сильной волей, проявляющейся лишь на короткое время. Они особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, для увеличения массы их приверженцев, несмотря на всю опасность этого.
Вожаки, встречающиеся гораздо реже. Обладают сильной и стойкой волей. Они - инстинктивные основатели религии и творцы великих дел. Они часто не отдают себе отчет в том, что можно достигнуть посредством упорной и сильной воли.
Способами действия вожаков являются утверждения, повторение и "зараза". Обаяние является родом господства какой-либо идеи или дела над умом человека. Это господство парализует все критические способности индивида. Оно может быть приобретенным (дается именем, богатством, репутацией) и личным. Оно составляет основу всякого убеждения. Обаяние не может оспариваться. Мнения и верования толпы, согласно Лебону, образуют два разряда:
постоянные верования, удерживающиеся в течение многих столетий, и на которых покоится вся цивилизация (идеи христианства, феодализма, демократии).
временные и переменчивые мнения, проистекающие из общих понятий, которые нарождаются и исчезают с каждой эпохой (теории, руководящие искусством, литературой, которые вызвали появления романтизма, мистицизма). Эти теории поверхностны.
Мнение толпы все более стремится к тому, чтобы стать высшим регулятором политики. При существующем могуществе толпы всякое мнение, обладающее достаточной степенью обаяния, чтобы овладеть ею, должно тотчас же получить такую тираническую власть, что эра свободных суждений прекратилась бы надолго.
Лебон классифицирует толпу по ее состоянию следующим образом:
низшая форма, когда толпа состоит из индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой воли одного вождя. Примером такой формы толпы могут послужить варвары.
толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела общие черты и образовала расу.
обе эти категории, под влиянием факторов, могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу.
В ней можно установить следующие различия:
Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа) и неанонимная (парламентские собрания);
Толпа однородная: секты ; касты; классы.
Преступные толпы всегда вызваны каким-нибудь могущественным внушением. Индивиды, принявшие участие в совершении преступления, убеждены, что они исполнили свой долг. Общими чертами преступной толпы можно назвать восприимчивость к внушениям, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и дурных.
Избирательской толпой Лебон называет те собрания, которые созываются для избрания лиц на известные должности. Она представляет собой толпу разнородную. Общими чертами такой толпы являются слабая способность к рассуждениям, отсутствие критического духа, раздражительность, легковерие и односторонность.
Люди в толпе стремятся к сглаживанию умственных различий. Раса имеет большое значение и учреждения, и правительства играют лишь незначительную роль в жизни народов. Раса и цель насущных потребностей повседневной жизни - вот таинственные властелины, которые управляют судьбами нации.
Г. Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал такие направления, как распространение идей, формирование общественного мнения и непосредственное общение. Он выделил также два процесса – изобретение и подражание, благодаря чередованию которых происходит любая эволюция. Творческое изобретение – важнейший фактор исторического прогресса, но в массовом поведении определяющим является закон подражания.
В развитие теории Лебона, Г. Тард подчеркивает, что в основе любого воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать гипнотическим эффектом и необходимым для воздействующих групп результатом.
В своей концепции Г. Тард пошел и дальше своего предшественника. Если тот говорил лишь о «рассеянной толпе», то Тард выделил в ней новое социальное образование – публику, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный – непосредственный). Публика, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. Тард высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона: повторяемости, противоположения и приспособления. По первому закону идеи распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина, присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений, – это не просто сложение, а скорее умножение. Второй закон – противоположения – характеризуется, как стремление идей распространяться от одного индивида к другим в результате их наложения на уже существующие. Закон приспособления – это использование появившегося изобретения, подражание ему. Возникает часто своеобразная конкуренция идей, индивид сталкивается с проблемой выбора «лучей подражания». Эти лучи бывают или причиной нового изобретения, или причиной внутренней борьбы в человеке, воспроизводящейся в миллионах экземпляров в каждый момент жизни народа, что является фактором, обеспечивающим исторический прогресс.
З. Фрейд. "Психология масс и анализ человеческого Я" – работа Фрейда, посвященная социально-психологическому анализу массовидных общностей. Фрейд стремится связать уровень индивидуально-психического со структурными и динамическими аспектами общественных феноменов. Согласно Фрейду, психология личности в расширенном смысле является одновременно и социальной ("массовой") психологией, так как в психической жизни человека всегда присутствует "другой".
"Массовая психология" рассматривает человека как члена социальной общности или как составную часть толпы. Фрейд, используя материал Лебона и Мак-Дугалла, указывает на социально-психологические эффекты, возникающие в массе, - повышение аффективности и снижение интеллекта. Индивидуально-психические основы процессов образования и функционирования массовидных общностей трактуются им на основании теории либидо. Под либидо понимается энергия первичных позывов, "которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви". Возникающие на основе либидо эмоциональные связи и представляют собой сущность "массовой души".
Фрейд рассматривает массы на примере церкви и войска. И церковь, и войско представляют собой искусственные (связанные с наличием внешнего принуждения) массы. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о наличии верховного властителя, любящего равной любовью каждого отдельного члена массы (Христа в церкви, полководца в армии), либо заменяющей его ведущей идеи. Связь каждого члена массы с верховным существом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этих массах каждый человек либидонозно связан в двух направлениях: с одной стороны, с вождем, а с другой стороны - с другими членами массы. При этом общность индивидов в данной массе коррелирует с враждебностью к другим массам. Объединение людей в массу рассматривается как влекущее за собой ограничение индивидуального нарциссизма.
По мысли Фрейда, ограничение в массе нарциссического себялюбия является доказательством того, что сущность массообразования заключается в специфических либидонозных связях членов массы друг с другом. Механизмами таких связей являются перенаправление сексуальной энергии и идентификация. Идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом; регрессивным путем (интроекцией объекта в Я) она становится заменой либидинозной объектной связи; она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуальных первичных позывов. Идентификация как механизм массообразования действует через принятие некоторым числом индивидов одного и того же объекта в качестве Я-идеала. Отдельный человек замещает свой Я-идеал массовым идеалом, воплощенным в вожде. Как результат, индивиды идентифицируются между собой в своем Я.
Фрейд утверждает, что в массовидных общностях пробуждаются социально-психологические механизмы "первобытной орды". К ним относятся "психология индивидов" и "психология отца, возглавителя, вождя". Вождь-"праотец", полагает Фрейд, не был связан либидонозными ограничениями и при этом препятствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей. Отношения в массе трактуются как восходящие к таковым в первобытной орде. Вождь массы является эквивалентом праотца, к которому все преисполнены страха. Праотец является идеалом массы и вместо Я-идеала владеет человеческим Я. Наиболее подверженными такой трансформации оказываются индивиды нарциссичные, с низкой степенью отграниченности Я от Я-идеала. Соответственно вождю зачастую нужно обладать типичными характеристиками членов массы и производить впечатление большей силы и либидонозной свободы, чтобы занять доминирующую позицию. Другие же индивиды - с идеалом, несоответствующим данному, - вовлекаются через механизм идентификации.
Специфика социально-психологических механизмов формирования массовых настроений.
Общественное мнение– состояниемассового сознания, заключающее в себеотношение(скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактамсоциальной действительности.
В социологии сложилось несколько концепцийобщественного мнения: 1)монистическая(существуетединое(общее) общественное мнение, которое являетсяистинным("народ ошибаться не может")); 2)мажоритарная(существует мнениебольшинства, с которым необходимосчитаться); 3)плюралистическая(единого, достаточно стабильного общественного мненияне существует). Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеетмонистически-плюралистическуюприроду (то есть, вначале возникаетнесколько различныхмнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одногосподствующее, которое разделяетбольшинство).
Впервые понятие "общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббатАлькуэнпроизнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".
Спецификаобщественного мнения: 1) это конкретныйвыводопределенной общности людей по поводу тех или иныхобъектов, итогих мыслительной деятельности; 2)критериями отборапри формировании общественного мнения служатобщественные интересы и потребности; 3) массовые суждения людей обладаютразличной степенью объективности (истинности); 4) общественное мнение выступает в качестве специфическойпобудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность; 5) оно представляет собой специфическийпродукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
Цель формированияобщественного мнения – направленноенамерение, неуемноестремление, неугасимаяжажда привести в соответствиенаблюдаемое, имеющееся, действительноес желаемым, требуемым; неприспособлениек действительности, а стремление выразить к ней своеотношение, повлиятьна течение событий и процессов, наразрешениеконфликтов и противоречий.
Типологияобщественных мнений: 1)по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность); 2)по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов); 3)по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
Социально-психологические свойстваобщественного мнения: 1) оно отражаетреальное состояниеобщественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества; 2) в нем проявляетсяконкретное состояниеобщественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени; 3) оно концентрирует внимание наопределенных сторонах, процессах бытия; 4) ононе всегдаоказывается мнениемистинным, но всегда отражаетпозицию большинства; 5) ему присущевнутреннее единство, монистическоесостояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствоватьпротивоположныеоценочные суждения); 6) сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены егоопорой на большинство.
Факторы формированияобщественного мнения: 1) социальныеинтересылюдей; 2)различияв оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы); 3) уровенькомпетентности.
Структураобщественного мнения: 1)субъекты (субъекты-создатели– "творцы" мнений,субъекты-носители– "лидеры" мнений,"массовая" публика– 90 % всех людей, имеющих мнения); 2)объекты (объекты-факты– тот или иной факт действительности,объекты-события– набор фактов, составляющих содержательную сторону события,объекты-явления– процессы); 3)рациональный компонент(познавательный) – знания субъекта об объекте; 4)социальная оценка(общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального; 5)общественно волевые побуждения– активное начало общественного мнения, проявление егопозициипо отношению к объекту.
Стадии развитияобщественного мнения: 1)зарождение– процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного,личногомнения; 2)формирование– преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений вгрупповые, коллективные, классовые, общественные; 3)функционирование– выполнение ряда присущих общественному мнению социальныхфункций.
Устойчивостьфункционирующего общественного мнения проявляется в следующем: 1) сохраняющемсяинтереселюдей к его объекту; 2) страстнойубежденности в правотесвоей позиции; 3) стремлении к ееотстаиванию и защите, 4) преобразовании мнения в конкретныерешенияи практическиедействия.
Факторы, определяющие характер, содержаниеистепень влиянияобщественного мнения на социально-политические процессы в обществе: 1)уровень распространенности; 2)интенсивность; 3)достоверность; 4)стабильность.
Общественное мнение непостоянно и неоднородно. Социальным психологом Х.Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения.
1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.
2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.
3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события.
4. Словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение еще не сформировалось или когда люди поддаются внушению и доверяют надежному источнику.
5. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.
6. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие.
7. В критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет то менее терпимы, чем обычно.
8. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения.
9. Общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено желанием (интересом); и когда оно базируется на нем, а не просто на информации, то наиболее остро реагирует на события.
10. Важными психологическими характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.
Нельзя говорить о законах применительно к такому сложному явлению, как общественное мнение, но существует 5 основных идеи, которые присутствуют во всех исследованиях общественного мнения: 1. На мнение наибольшее влияние оказывают сами события. 2. Обычная реакция общественного мнения требование что-то сделать. 3. Личный интерес оказывает сильное влияние на мнение людей. 4. Лидерство высоко ценится, хотя не всегда объективно и критично. 5. Трудно оценить правоту общественного мнения. При формировании общественного мнения следует не забывать, что: а) надо поддерживать активных сторонников; б) попытаться склонить на свою сторону нерешительных; в) нейтрализовать или сильно ослабить оппозицию; г) ориентироваться не на отдельных людей, а на большинство. Хотя, если есть сильный лидер и в «вашем стане», то можно работать и через него. Если чьи-то позиции (убеждения) сильны, не тратьте время. Работать нужно с неопределившимися. Есть 3 пути влияния на людей: власть, покровительство и убеждение. Здесь мы подошли к вопросу о путях, средствах и методах убеждения. Итак: 1. Власть держится на авторитете. Один источник власти законы; другой влияние друзей, их просьбы и т.п. 2. Покровительство, например, включать плату кому-либо ради рекламы, вклад в какой-либо проект и т.д. 3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, каким она подается (или сокрыта). Информация должна тщательно отбираться. Очень важным является вопрос что, кому и как говорить; правильный выбор средства связи доведения информации до людей. Таким образом, например, пользуется популярностью, обращает внимание на какие-то изменения (в обществе, городе, районе), показывает, где искать информацию. Но если нужно детализировать информацию, то лучше использовать печать. Для убеждения нужно использовать рациональные и иррациональные методы (например, курить вредно, натощак тем более, но...). СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют. При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда. Например: 1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным. 2. Звучные выражения, хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»). 3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят, что они голосуют за...; используют такой-то крем для бритья...). 4. Простота. «Я такой же простой человек», как и вы, несмотря на свое положение. 5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов. 6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов (добрый человек, отличная хозяйка...). 7. Умалчивание (намеки, клевета и пр.). 8. Уничтожение с помощью риторики (дискредитация мотивов личности ради оболгания идеи. Например, глава администрации хочет построить мост потому, что на другом берегу живут его родственники). Но слово «пропаганда» нельзя воспринимать лишь негативно. За ним конструктивизм мышления и поведения (пропагандисты учат что думать, а преподаватели как думать).
- 1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
- 2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
- 3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение
- 4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.
- 5. Понятие методологического подхода.
- 6. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
- 7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
- 8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
- 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
- I. Классическая наука:
- II. Неклассическая наука
- III. Постнеклассическая наука
- 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания
- 11. Понятие парадигмы и научной революции по т. Куну
- 1. История психологии - ее предмет и задачи
- 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.
- 3. Периодизация истории психологических знаний.
- 4. Методы и источники истории психологии.
- 5. Принципы историко-психологического анализа.
- 3. Выявление социально-психологической направленности или идеологической сущности психических явлений.
- 6. Значение и место истории в системе современной психологии.
- 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в х1х. Исследования ч. Белла, и. Мюллера, э.Х. Вебера, г. Гельмгольца, ф.А. Галля.
- 2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
- 3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.
- 4. И. М. Сеченов и становление научной психологии в России.
- 5. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.
- 6. Возникновение дифференциальной психологии.
- 7. Исследование ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта.
- 8. Тесты Бинэ-Симона
- 9. Приложение психологии к медицине, к области промышленного производства.
- 10. Возникновение психотехники.
- 11. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.
- 1. Общая характеристика кризиса в психологии.
- 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- 3. Необихевиоризм и его варианты.
- 4. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования в бихевиоризме.
- 5. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.
- 6. Глубинная психология. Психоанализ з. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
- Метод лечения неврозов
- Теория личности
- Теория общества
- 7. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 8. Аналитическая психология к. Юнга.
- 9. Неофрейдизм и его варианты.
- 10. Концепция человека и личности в глубинной психологии.
- 11. Французская социологическая школа. Основные идеи э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля о типах мышления.
- 12. Описательная психология. «Философия жизни» в Дильтея.
- 13.Основные идеи э. Шпрангера
- 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии.
- 1. Работа в области психологической теории.
- 1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.
- 2 Этап: развитие психологии в годы вов
- 3 Этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.
- 4 Этап: 90-е гг. И современность
- 2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология м.Я. Басова и др.)
- 3. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 4. Учение о деятельности а.Н. Леонтьева.
- 5.Психология с.Л. Рубинштейна.
- 6. Теория формирования умственных действий и понятий п.Я. Гальперина
- 7. Развитие психологической теории в трудах б.Г. Ананьева.
- 8. Исследования б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
- 9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.
- 10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (л.И. Божович, ав. Запорожец, д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов).
- 5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
- 1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (д. Брунер, д. Норман, л. Фестингер, ф. Хайдер и др.)
- Классификация
- 2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)
- 3. Логотерапия в. Франкла.
- 4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
- 1. Познавательные процессы: общая характеристика.
- 1. Психика и познание.
- 2. Взаимосвязь познавательных процессов.
- 3. Общая характеристика ступени чувственного познания.
- 4. Понятие и критерии чувствительности по а.Н. Леонтьеву.
- 5. Проблема происхождения чувствительности.
- 6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.
- 2. Понятие об ощущении.
- 1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (с.Л. Рубинштейн).
- 2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
- 3. Концепция специфической энергии органов чувств й. Мюллера.
- 4. Свойства и закономерности ощущений.
- 3. Классификация ощущений
- 1. Классификация ощущений по модальности.
- 2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
- 3. Генетическая классификация г. Хэда.
- 4. Классификация ч. Шеррингтона.
- 5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
- 4. Восприятие
- 1. Феноменология восприятия.
- 2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
- Сравнение ощущения и восприятия
- 3. Теории восприятия.
- Структурализм
- Функционализм
- Конфигуроционизм (гештальт подход)
- Конструктивистский подход
- Экономический подход
- 4. Теория перцептивных действий.
- 5. Понятие «гештальт».
- Принципы гештальта
- Гештальт качества
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
- 7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
- 8. Восприятие времени.
- 9. Основные свойства перцептивных образов.
- 10. Отличие образов восприятия от представления.
- 11. Виды представлений.
- По ведущим анализаторы (по модальностям)
- По степени обобщенности
- По происхождению
- По степени волевых усилий
- 12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
- 1. Понятие «внимания», его значение и функции.
- 1. Особенности внимания как психического процесса.
- 2. Характеристики внимания как самостоятельного процесса.
- 3. Функции внимания.
- 4. Факторы, определяющие внимание.
- 5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- 6. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение.
- 2. Физиологические основы внимания.
- 1. Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»).
- 2. Принцип доминанты а.А. Ухтомского.
- 3. Нейрофизиологические механизмы внимания.
- 4. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
- 3. Теории внимания.
- 1. Внимание как результат двигательного приспособления.
- 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
- 3. Внимание как результат эмоций.
- 4. Внимание как усиление нервного раздражения.
- 5. Внимание как результат апперцепции.
- 6. Понятие внимания в гештальт-психологии.
- 7. Теории внимания в когнитивной психологии.
- 8. Модели ранней селекции: модель фильтра д. Бродбента, модель аттенюатора а. Трейсман.
- 9. Теории поздней секции.
- 10. Концепция внимания как умственного усилия д. Канемана.
- 11. Внимание как функция умственного контроля (п.Я. Гальперин).
- 12. Теория установки и проблема внимания по д.Н. Узнадзе.
- 13. Внимание как высшая психическая функция (л.С. Выготский).
- 1. Понятие о памяти.
- 1. Понятие «память».
- 2. Роль памяти в жизнедеятельности человека.
- 3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.
- I. По характеру психической активности:
- III. По использованию дополнительных средств:
- IV. По продолжительности сохранения материала:
- V. По участию наследственных механизмов:
- 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
- 6. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
- 7. Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.
- 2. Теории памяти.
- 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.
- 2. Теория памяти в бихевиоризме.
- 3. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии.
- 4. Эксперименты б.В. Зейгарник, г.В. Биренбаум. Эффект Зейгарник
- 5. Проблема памяти в когнитивной психологии.
- 6. Эксперименты а.А. Смирнова, п.И. Зинченко.
- 7. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти.
- 1. Понятие мышления, методы исследования мышления.
- 1. Науки, изучающие мышление.
- 2. Специфика изучения мышления в психологии.
- 3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.
- 4. Методы исследования мышления.
- 5. Понятие мышления в зарубежной и отечественной психологии (у.Джемс, к.Дункер, отечественный подход – с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев). У. Джемс
- К. Дункер (гештальтпсихология)
- 6. Мышление как познавательный психический процесс.
- Мышление как процесс
- 2. Виды мышления.
- 1. Критерии классификации видов мышления.
- 2. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- 3. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (б.М. Теплов).
- 4. Интуитивное и аналитическое мышление.
- 5. Творческое и критическое мышление (г.Линдсей, к.С.Холл, р.Ф.Томпсон).
- 6. Реалистическое и аутистическое мышление (э.Блейлер).
- 7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).
- 8. Произвольное и непроизвольное мышление.
- 3. Теоретические подходы к изучению мышления.
- Ассоциативная теория мышления
- Вюрцбургская школа
- Теория мышления в гештальтпсихологии
- Теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, б.Скиннер, э.Толмен)
- Психоаналитическая теория мышления (з.Фрейд, э.Блейлер)
- Теория интеллекта ж.Пиаже
- 1) Учение о функциях интеллекта
- 2) Учение о стадиях развитии интеллекта
- Культурно-историческая теория высших психических функций (л.С.Выготский)
- Теория развития понятийного мышления (л.С. Выготский)
- Теория мышления с.Л. Рубинштейна
- Теория мышления как деятельности (о.К.Тихомиров)
- Теория формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 4. Интеллект
- 1. Подходы к определению понятия интеллекта.
- 2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла
- 5. Развитие мышления.
- 2. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
- 3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.
- 6. Психология речи
- 1. Понятия языка и речи.
- 2. Взаимосвязь мышления и речи.
- 3. Генетические корни мышления и речи (л.С.Выготский).
- 4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
- 5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
- 6. Функции речи.
- Теория Жинкина-Горелова
- Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
- Теория автономной речи Выготского
- 8. Онтогенетическое развитие речи.
- 1. Основные проблемы психологии эмоций
- 1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
- 2. Виды эмоциональных процессов: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, настроение, чувства. Понятие эмоционального состояния.
- 3. Психологический стресс. Стадии стресса. Влияние психологического стресса на соматические функции.
- 4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.
- 2. Основные направления развития представлений об эмоциях
- 1. Проблема выражения эмоций в теории ч. Дарвина.
- 2. Интроспективная традиция изучения чувств. Взгляды в. Вундта на природу чувств и их характеристики (3 измерения чувств).
- 3. Периферическая теория у. Джеймса и к. Ланге.
- 4. Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.
- 5. Бихевиористский подход к проблеме эмоций.
- 6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).
- 7. Теория эмоций п.В. Симонова.
- 8. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда.
- 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.
- 1. Потребности как источник активности.
- 2. Стадии существования потребности (а.Н. Леонтьев).
- 3. Общая характеристика мотива.
- 4. Виды мотивационных образований.
- 5. Понятие и виды ценностных ориентаций.
- 6. Мотивация как процесс.
- 7. Виды мотивации.
- 8. Мотивация отдельных видов деятельности.
- 9. Методы исследования мотивации.
- 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации.
- 1. История изучения детерминации активности человека и животных (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, французские материалисты 18 века и др.).
- 2. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения (Дж.Уотсон, к. Халл, э. Толмен).
- 3. Психоаналитические теории мотивации (з. Фрейд, а. Адлер, к. Юнг).
- Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
- 4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (к. Левин).
- 5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).
- 6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
- 7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
- 8. Представления с.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
- 4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.
- 5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.
- 6. Структура волевого акта (с.Л. Рубинштейн).
- 7. Волевые процессы и их изучение.
- 8. Понятие волевых качеств личности.
- 9. Структура волевых качеств (е.П. Ильин).
- 1. Методологические основы психологии личности.
- 1. История и развитие представлений о личности.
- 2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
- 3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.
- 4. Личность как предмет психологического исследования.
- 5. Понятие о личности в современной психологии.
- 6. Методологические проблемы психологии личности.
- 7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции а.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Уровень философской методологии.
- 3. Уровень конкретной научной методологии
- 8. Идея личности в российской психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах
- Современные исследования в области психологии личности
- 2. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.
- 2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.
- 3. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- 4. Социальные условия развития личности.
- 5. Понятие социальной ситуации развития личности (л.C. Выготский, б.Г. Ананьев, л.И. Божович).
- 6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".
- 7. Процесс социализации личности, институты социализации.
- 3. Теория личности.
- 1. Психологическая теория: понятие, задачи, требования.
- 3. Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
- 4. Структура личности.
- 1. Понятие о структуре личности.
- 2. Диадный характер построения структуры личности. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Биологическое и социальное в структуре личности (б.Г. Ананьев)
- 3. Факторный подход к структуре личности (р. Кеттелл, г. Айзенк). Теория типов личности (Айзенк)
- Теория черт личности (р. Кеттелл)
- 4. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- 5. Влечение как элемент анализа структуры личности (з. Фрейд).
- 6. «Я» как единица личности (у. Джемс).
- 7. Диспозиция как элемент анализа строения личности (в.А. Ядов).
- 8. Отношение как единица строения личности (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
- 9. Личность как субъект общественных отношений (с.Л. Рубинштейн).
- 10. Деятельность как единица структуры личности (а.Н. Леонтьев).
- Структура личности
- 5. Индивидные свойства личности. Личность и индивидуальность.
- 1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
- 2. Классические теории темперамента.
- 3. Современные представления о типах внд человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (б.М. Теплов, в.Д. Небылицын, в.С. Мерлин, я. Стреляу).
- 4. Личность и индивидуальность. Человек
- Индивидуальность
- 5. Понятие «индивидуальность».
- 6. Подходы к изучению индивидуального характера: постановка проблемы характера в психоанализе з. Фрейда.
- 7. Опыт характерологии к. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
- 8. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров: концепции к. Леонгарда, п.Б. Ганнушкина, а.Е. Личко.
- 10. Понятие о способностях.
- 11. Задатки как органические предпосылки способностей.
- 12. Общие и специальные способности.
- 13. Взгляды на проблему способностей б.М. Теплова, а.Н. Леонтьева, в.В. Давыдова. А. Н. Леонтьев о формировании способностей
- Б. М. Теплов. Способности и одаренность
- 14. Понятие «одаренность» и ее критерии.
- Признаки одаренности
- Виды одаренности
- 2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.
- 3. Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.
- 4. Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.
- 5. Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).
- 6. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.
- 7. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).
- 8. Активность субъекта в деятельности как движущая сила развития личности (с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев).
- 7. Периодизация развития личности
- 1. Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
- 2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).
- 3. Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже).
- 4. Развитие личности как субъекта нравственного действия (л. Кольберг). Уровни нравственного развития (л.Кольберг)
- 5. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (з. Фрейд).
- 6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).
- 7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).
- Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин
- 8. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
- 1. Социальная психология как наука
- 1. Специфика понимания предмета социальной психологии в американской, европейской и отечественной парадигме.
- Американская парадигма
- Европейская парадигма (парадигма понимания)
- Советская парадигма (парадигма преобразования)
- 2. Соотношение общей и социальной психологии, социальной психологии и социологии.
- 3. Пограничный статус социальной психологии, тенденции его изменения.
- 4. Исторические условия и непосредственные научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Психология народов
- Психология масс
- 5. Первые социально-психологические теории.
- Психология народов
- Психология масс
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- 6. Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии. Первые социально-психологические теории и выделение социальной психологии в самостоятельную науку
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- Кризис социальной психологии (с 50-х нню хх в.)
- Современный период развития социальной психологии
- 2. Социальная психология личности
- 1. Интегральное определение личности.
- 2. Социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
- Динамическая составляющая
- 3. Понятие социализации.
- 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание
- Адаптация – механизм социализации.
- Стадии социализации
- Критерии социализации:
- 5. Проблема социальной идентичности личности.
- 6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
- 7. Понятие социальной установки.
- 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
- 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
- 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
- 11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в.А. Ядова.
- 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок.
- 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.
- 1. Понятие социальной нормы.
- 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
- 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения.
- 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей.
- 4. Закономерности общения и взаимодействия
- 1. Понятие и виды социальных отношений.
- 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания.
- 3. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Личностная» окраска (стиль) исполнения социальной роли.
- 4. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
- 5. Значение общественных отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.
- 6. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, форма их проявления.
- 7. Эмоциональная основа межличностных отношений.
- 8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
- 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».
- 10. Личность как субъект общения.
- 11. Значение и функции общения.
- 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
- 13. Общение как обмен информацией.
- 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения.
- 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- 17. Общение как восприятие людьми друг друга.
- Содержание межличностной перцепции
- Имплицитные теории личности
- 18. Понятие социальной перцепции.
- 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
- 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга
- 21. Межличностная аттракция.
- 22. Общение как взаимодействие.
- Социально-психологические механизмы общения
- 23. Место взаимодействия в структуре общения.
- Эффективность общения:
- Классификации ситуации взаимодействия:
- 24. Типы взаимодействия.
- Кооперация
- Конкуренция
- 25. Проблема межличностного конфликта.
- 26. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
- Психология больших социальных групп
- Психология социальных классов
- Психология этнических групп
- II. Реальные
- 1. Понятие и признаки малой группы.
- Границы
- Причины возникновения малых групп
- 2. Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 1. Поуровневый анализ групповой структуры
- Модель многоуровневой структуры межличностных отношений Петровского
- Многомерный анализ структуры малой группы
- Композиция и каналы коммуникации малой группы Коммуникативные сети
- 4. Виды малой группы.
- 5. Понятие коллектива и команды.
- 6. Социально-психологический климат группы и его структура. Понятие социально-психологического климата
- Структура социально-психологического климата
- Модели социально-психологического климата
- 7. Понятие сработанности группы.
- 8. Понятие сплоченности: основные подходы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 9. Психологическая совместимость.
- 10. Понятие, виды и функции норм малой группы
- 11. Основные феномены группового влияния.
- 12. Конформизм: понятие, виды, условия возникновения, значение.
- 13. Общее представление о групповой динамике: понятие и основные элементы.
- Механизмы групповой динамики
- 14. Лидерство и руководство в малой группе. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство».
- 15. Статус лидера, способы его достижения.
- 16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.
- 17. Функции лидерства.
- 18. Динамика лидерства.
- 19. Типология лидерства.
- 20. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" к.Левина.
- 21. Концепция ценностного обмена (р. Л. Кричевский).
- 22. Критерий эффективности лидерства.
- 23. Представление о стадиях развития малой группы в зарубежной и отечественной психологии.
- Зарубежные модели развития
- Двухмерные модели
- Линейные модели
- Отечественные модели развития
- 24. Процесс принятия групповых решений. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.
- 25. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
- 26. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др.
- 27. Явление "поляризации группы".
- 28. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.
- 29. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений.
- 30. Факторы ошибочных групповых решений.
- 31. Феномен "группового духа" (и. Джанис).
- Социальный слой
- Профессиональные группы
- Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии:
- - Объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями;
- - Осознающими общность интересов.
- Проблема национального характера в этнопсихологии
- Этническая идентичность и самосознание.
- Формирование этнического самосознания.
- Основные понятия:
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс
- Мнения и верования толпы.
- Эффективность убеждения
- Психологические особенности индивида в толпе
- Поведение толпы
- Слухи и их разновидности
- Психология сплетни
- О пользе слухов и сплетен
- Категория деятельности (По книге Ярошевского) Активность как "субстанция" деятельности
- Внутренняя организация активности
- Внешняя организация активности
- Единство внешней и внутренней организации активности
- Самодвижение активности
- Уровни исследования отражения
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Методические процедуры самонаблюдения.
- Структура эксперимента.
- Преимущества и недостатки эксперимента
- Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
- Факторы, угрожающие валидности.
- Надежность
- Типы экспериментов по р. Готтсданкеру. Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла. Типы экспериментов по р. Готтсданкеру.
- Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла.
- 1.4. Формирующие методы
- Классификация психодиагностических методик
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Сознание и отражение
- 1. По сложности научения (у. Торп):
- 2. Связь научения с инстинктом (г. Темборк)
- 3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения
- 5. По способу научения
- Интеллект животных
- Учение об уровне материи, которая свойственна психике
- С. Л. Рубинштейн. Сознание человека историческое развитие сознания у человека проблема антропогенеза.
- 3. Основные принципы психологии
- 1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии
- 2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
- 2) Эпоха механистического детерминизма.
- 3. Принцип развития в психологии
- 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.
- 6. Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы.
- 1 Стадия: элементарно-сенсорная психика
- 2. Стадия перцептивной психики
- Развитие психики в ходе онтогенеза
- 1. Пренатальный (эмбриональный) период
- 2. Ранний постанатальный период
- 3. Ювенильный период
- Проблема личности в философии