Учение об уровне материи, которая свойственна психике
Панпсихизм: согласно этому учению психикой обладает живая и неживая материя (учение о всеобщей одухотворенности объектов).
Психолог Фехнер.
Антропопсихизм: учение, согласно которому психика присуща только человеку. Философ Рене Декарт считал, что критерием психики является сознание человека. Животных Декарт рассматривал как рефлекторные автоматы.
Биопсихизм: согласно этому учению психика свойственна всей живой материи, начиная с низших растений. Фабри проводит четкую границу между животными и растениями и говорит о том, что животные в отличие от растений способны избегать опасной ситуации.
Нейропсихизм: психика признается свойственной только тем организмам, которые имеют нервную систему. Платонов К.К.
Анималпсихизм: психика есть у животных, начиная с одноклеточных простейших организмов. Все современные ученые.
Вопрос о развитии психикисвязан с поиском критериев психики.
А.Н. Леонтьевназывает критерием психики чувствительность – это свойство живой материи отражать биологически нейтральные свойства среды. Пр., реакция хищника на запах жертвы. Леонтьев в свою очередь выделяет критерии чувствительности:
1. Субъективный критерий – чувствительность можно определить с помощью самонаблюдения.
2. Объективный критерий – двигательная активность животного (по движениям животного можно предположить о наличии или отсутствии у него чувствительности).
Чувствительность является формной раздражимости.
Раздражимость – это способность объектов животной материи приходить в состояние движения под влиянием биологически значимых воздействий.
Самой первой формной чувствительности с точки зрения Леонтьева является неспециализированная чувствительность, а именно общая чувствительность всего организма. Развитие, усложнение чувствительности происходит в результате перехода животных из гомогенных в гетерогенную среду.
Критерии психики по Платонову:
В качестве критерия психики выделяет эмоции. Первыми проявлениями психики являются потребность животного, которые вызывали эмоции различного рода. Первыми эмоциями являются эмоции приятного при удовлетворении потребности и эмоции неудовольствия при неудовлетворении потребности.
Психологическая характеристика сознания человека
В психологии принято выделять следующие психологические характеристики сознания человека: рефлексивная способность, мысленное представление и воображение действительности и способность к коммуникации.
Рефлексивная способность сознания.Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими.
Мысленное представление и воображение действительности– вторая важная психологическая характеристика сознания. В случае мысленного представления действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей, человек сознательно отвлекается от восприятия окружающего и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации.Коммуникация – это передача с помощью языка и других знаковых систем другим лицам того, что осознает данный человек. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном, главном. Это главное закрепляется в понятийной форме. Таким образом, сознание тесно связано с языком и речью и без них не существует.
Однако сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Структура сознания: чувственная ткань, значение и личностный смысл.
А.Н.Леонтьев. Сознательное отражение – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.
Структура сознания:
1. Значение– это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей степени полноты и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в языке в форме обобщенного знания или образа действия.Обобщенный опыт человечества, знания, выраженный в языке; идеальная модель мира в общественном сознании. Это форма присвоения общественного опыта, но существует и как факт индивидуального опыта. Функция: опосредовать отражение человеком мира, поскольку он сознает его, поскольку он при этом опирается на общественный опыт. Интроспективно значение, как правило, отсутствует в С в момент восприятия объекта, оно только преломляет восприятие.
2. Личностный смысл–отношение, которое создается в жизни человека. Это значение значения. Функция – пристрастность сознания.. Осознание – расширение круга деятельностей. Отсюда несовпадение личностного смысла и значения. Смысл - отношение, (которое создается у субъекта деятельности.) цели действия к мотиву, но уже не со стороны значения действия к коллективу, а со стороны самого субъекта, реализующего действие.
3. Чувственная ткань– чувственные составляющие конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти. Первое, что обнаруживается в сознании. Функция:– это материальная ткань сознания, то , что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира
Развитие сознания в онтогенезе.
Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как «высшую психологическую систему» (Л. С. Выготский) — ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности.
Интегрирующая и регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Поэтому в структуру системных новообразований, характеризующих личность (например, в структуру нравственных чувств, убеждений, мировоззрения), входят не только интеллектуальные, но и аффективные компоненты; они-то и придают этим новообразованиям побудительную силу.
Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию.
Развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем все большую и большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений между субъектом и средой. Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.
Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование — мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.
На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.
На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности,
Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личности, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.
В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
Язык как средство хранения и передачи общественно-исторического опыта.
В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Исторической основой языка служит труд и совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. На сегодняшний момент в мире существует свыше 5000 языков и диалектов, каждый из которых имеет свой словарный фонд и грамматический строй. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причём одним из феноменов языка является то, что каждый человек застаёт уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.
Язык представляет собой достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
В психологии выделяются следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-историческою опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана, прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач.
Присвоение общественно-исторического опыта.
На протяжении своей истории человечество развило величайшие духовные силы и способности. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении бесконечно больше, чем миллионы лет биологической эволюции. Достижения в развитии способностей и свойств человека накапливались, передаваясь от поколения к поколению. Следовательно, эти достижения необходимо должны были закрепляться. Но мы уже видели, что в эру господства социальных законов они не закреплялись в морфологических особенностях, в форме наследственно фиксируемых изменений. Они закреплялись в особой, а именно во внешней («экзотерической») форме.
Эта новая форма накопления филогенетического опыта оказалась возможной у человека в силу того, что в отличие от деятельности животных специфически человеческая деятельность имеет продуктивный характер. Такова прежде всего основная деятельность людей — трудовая.
Труд, осуществляя процесс производства (в обеих его формах — материальной и духовной), запечатлевается в своем продукте.
Процесс превращения труда из формы деятельности в форму бытия можно рассматривать с разных сторон и в разных отношениях. Можно рассматривать его со стороны количества затрачиваемой рабочей силы и в отношении к количеству произведенного продукта, абстрагируясь от конкретного содержания труда. Но можно рассматривать этот процесс со стороны самого содержания трудовой деятельности в его отношении к производящим индивидам, отвлекаясь от других его сторон и отношений. Тогда указанное превращение выступит перед нами как процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей, а история материальной и духовной культуры человечества — как процесс, который во внешней, предметной, форме выражает достижения развития способностей человеческого рода. С этой точки зрения каждый шаг в усовершенствовании и утончении, например, орудий и инструментов может рассматриваться как выражающий и закрепляющий в себе известную ступень развития психомоторных функций человеческой руки, усложнение фонетики языков — как выражение развития артикуляторных способностей и речевого слуха, прогресс в произведениях искусств — как выражение эстетического развития человечества и т.д. Даже в обыкновенной материальной промышленности под видом внешних вещей мы имеем перед собой опредмеченные человеческие способности или опредмеченные «сущностные силы» человека.
Нужно особенно подчеркнуть, что при этом речь идет о психических способностях людей. Хотя та совокупность способностей, которую человек пускает в ход в процессе труда и которая запечатлевается в его продукте, необходимо включает в себя также и его физические силы и способности, однако эти последние лишь практически реализуют ту специфическую сторону трудовой деятельности человека, которая выражает ее психологическое содержание. Поэтому Маркс говорит о предметном бытии промышленности как о чувственно представшей перед нами психологии и далее пишет: «Такая психология, для которой эта книга, т.е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой».
Эта мысль Маркса часто цитировалась в нашей психологической литературе, но ей обычно придавался суженный, по преимуществу исторический, генетический смысл. В действительности же она имеет для научной психологии общее и притом решающее значение. Значение это в полной мере выступает при рассмотрении другой стороны процесса — при рассмотрении его не со стороны опредмечивания человеческих способностей, а со стороны их присвоения индивидами.
В процессе своего онтогенетического развития человек вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, которые созданы предшествующими поколениями людей. Специфичность их определяется прежде всего природой этих предметов и явлений. Это с одной стороны. С другой—она определяется условиями, в которых складываются эти отношения.
Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь, — это мир, преобразованный или созданный человеческой деятельностью. Однако как мир общественных предметов, предметов, воплощающих человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача.
Даже самые элементарные орудия, инструменты или предметы обихода, с которыми впервые встречается ребенок, должны быть активно раскрыты им в их специфическом качестве. Иначе говоря, Ребенок должен осуществить по отношению к ним такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности. Другой вопрос, насколько адекватна будет эта деятельность ребенка и, следовательно, с какой мерой полноты раскроется для него значение данного предмета или явления, но эта деятельность всегда должна быть.
Вот почему если внести предметы человеческой материальной культуры в клетку с животными, то хотя предметы эти, конечно, и не утратят ни одного из своих физических свойств, но проявление тех специфических свойств, в которых они выступают для человека, станет невозможным; они выступят лишь как объекты приспособления, уравновешивания, т.е. только как часть природной среды животного.
Деятельность животных осуществляет акты приспособления к среде, но никогда — акты овладения достижениями филогенетического развития. Эти достижения даны животному в его природных, наследственных особенностях; человеку они заданы в объективных явлениях окружающего его мира Чтобы реализовать эти достижения в своем онтогенетическом развитии, человек должен ими овладеть; только в результате этого всегда активного процесса индивид способен выразить в себе истинно человеческую природу — те свойства и способности, которые представляют собой продукт общественно-исторического развития человека. А это является возможным именно потому, что эти свойства и способности приобретают объективную предметную форму.
«Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа, — говорил Маркс, — развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т.д.), — одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, — возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории».
Итак, духовное, психическое развитие отдельных людей является продуктом совершенно особого процесса — процесса присвоения, которого вовсе не существует у животных, как не существует у них и противоположного процесса опредмечивания их способностей в объективных продуктах деятельности.
Приходится специально подчеркивать отличие этого процесса от процесса индивидуального приспособления к естественной среде, потому что безоговорочное распространение понятия приспособления, уравновешивания со средой на онтогенетическое развитие человека стало чуть ли не общепринятым. Однако применение этого понятия к человеку без надлежащего анализа только заслоняет действительную картину его развития.
Можно ли, например, трактовать в терминах приспособления или уравновешивания деятельность человека, отвечающую его познавательной потребности по отношению к объективно существующему в словесной форме знанию, которое становится для него побуждением и целью или даже только условием достижения цели? Человек, удовлетворяя свою потребность в знании, может сделать соответствующее понятие своим понятием, т.е. овладеть его значением, но этот процесс вовсе не похож на процесс собственно приспособления, уравновешивания. «Приспособление к понятию», «уравновешивание с понятием» суть выражения, лишенные всякого смысла.
Не иначе обстоит дело и в том случае, когда объектами отношения человека являются материальные, вещественные предметы, созданные деятельностью людей, например орудия труда. Для человека орудие есть не только предмет, имеющий определенную внешнюю форму и обладающий определенными механическими свойствами; оно выступает для него как предмет, в котором запечатлены общественно выработанные способы действия с ним, трудовые операции. Поэтому адекватное отношение человека к орудию выражается прежде всего в том, что он присваивает (практически или теоретически — только в их значении) фиксированные в нем операции, развивая свои человеческие способности
То же, понятно, относится и ко всем другим человеческим предметам.
Основное различие между процессами приспособления в собственном смысле и процессами присвоения, овладения состоит в том, что процесс биологического приспособления есть процесс изменения видовых свойств и способностей организма и его видового поведения. Другое дело — процесс присвоения или овладения. Это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций. Можно сказать, что это есть процесс, благодаря которому в онтогенетическом развитии человека достигается то, что у животного достигается действием наследственности, а именно воплощение в свойствах индивида достижений развития вида.
Формирующиеся у человека в ходе этого процесса способности и функции представляют собой психологические новообразования, по отношению к которым наследственные прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми внутренними (субъективными) условиями, делающими возможным их возникновение; но они не определяют ни их состава, ни их специфического качества.
Так, например, морфологические особенности человека позволяют сформироваться у него слуховым способностям, но лишь объективное бытие языка объясняет развитие речевого слуха, а фонетические особенности языка — развитие специфических качеств этого слуха.
Точно так же логическое мышление принципиально невыводимо из прирожденных мозгу человека процессов и управляющих ими внутренних законов. Способность логического мышления может быть только результатом овладения логикой — этим объективным продуктом общественной практики человечества. У человека, живущего с раннего детства вне соприкосновения с объективными формами, в которых воплощена человеческая логика, и вне общения с людьми, процессы логического мышления не могут сформироваться, хотя бы он встречался бесчисленное число раз с такими проблемными ситуациями, приспособление к которым требует формирования как раз этой способности.
Впрочем, представление о человеке, стоящем один на один перед окружающим его предметным миром, является, конечно, допущением совершенно искусственным. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредствованы отношением к людям, к обществу. Они включены в общение, даже когда внешне человек остается один, когда он, например, занимается научной и тому подобной деятельностью.
Общение — в своей первоначальной, внешней форме как сторона совместной деятельности людей, т.е. в форме «непосредственной коллективности» или в форме внутренней, интериоризованной, — составляет второе необходимое и специфическое условие процесса присвоения индивидами достижений исторического развития человечества.
Роль общения в онтогенетическом развитии человека достаточно хорошо изучена в психологических исследованиях, посвященных раннему возрасту. С интересующей нас стороны общий итог этих исследований может быть выражен следующим образом.
Уже в младенческом возрасте практические связи ребенка с окружающими его человеческими предметами необходимо включены в общение со взрослыми — в общение, тоже, разумеется, первоначально «практическое».
Субъективной предпосылкой возникновения этих ранних общений является пробуждение у ребенка специфической реакции, вызываемой у него человеком, которую H.Л. Фигурин и M.П. Денисова назвали комплексом оживления. Из этой комплексной реакции и дифференцируется далее практическое общение ребенка с окружающими людьми.
Общение это с самого начала имеет характерную для человеческой деятельности структуру опосредствованного процесса, но в ранних, зачаточных своих формах оно опосредствовано не словом, а предметом. Оно возникает благодаря тому, что на заре развития ребенка его отношения к окружающим предметам необходимо осуществляются при помощи взрослого: взрослый приближает к ребенку вещь, к которой тот тянется; взрослый кормит ребенка с ложки; он приводит в действие звучащую игрушку и т.п. Иначе говоря, отношения ребенка к предметному миру первоначально всегда опосредствованы действиями взрослого.
Другая сторона этих отношений состоит в том, что действия, осуществляемые самим ребенком, обращаются не только к предмету, но и к человеку. Ребенок, манипулируя предметом, например бросая его на пол, воздействует этим и на присутствующего взрослого; это явление, которое иногда описывается как «вызов взрослого на общение». Возникновение в поведении ребенка мотива общения обнаруживается в том, что некоторые его действия начинают подкрепляться не их предметным эффектом, а реакцией на этот эффект взрослого. Об этом выразительно говорят, например, данные исследования С. Фаянс, изучавшей манипулирование с предметами у детей ясельного возраста-: когда взрослый скрывается из поля восприятия ребенка, то действия ребенка прекращаются; когда взрослый снова появляется перед ним, они возобновляются.
Таким образом, уже на самых первых этапах развития индивида предметная действительность выступает перед ним через его взаимоотношения с окружающими людьми и поэтому не только со стороны своих вещественных свойств и своего биологического смысла, но и как мир предметов, которые постепенно раскрываются для него человеческой деятельностью — в их общественном значении.
Это и составляет ту первоначальную основу, на которой происходит овладение языком, речевым общением.
Не касаясь сейчас того нового, что вносит в психическое развитие речи (об этом написаны многие тысячи страниц), я только хочу еще раз подчеркнуть, что хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке46. Язык — это то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества; это, следовательно, также средство общения, условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования в их сознании.
Иначе говоря, онтогенетический процесс формирования человеческой психики создается не воздействием самих по себе словесных раздражителей, а является результатом описанного специфического процесса присвоения, который определяется всеми обстоятельствами развития жизни индивидов в обществе.
Процесс присвоения реализует у человека главную необходимость и главный принцип онтогенетического развития — воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида, в том числе также и способности понимать язык и пользоваться им.
Когда мы говорим о социальной среде, в которой живет человек, то мы вкладываем в это понятие другой смысл, чем тот, который оно имеет в биологии, — условий, к которым приспосабливается организм. Ближайшая социальная среда человека — это та общественная группа, к которой он принадлежит и которая составляет круг его непосредственного общения. Она, разумеется, оказывает на него то или иное влияние.
Однако вопреки буржуазно-психологическим представлениям об онтогенетическом развитии человека как об «адаптации к своей среде» приспособление к ней вовсе не составляет принципа его развития. Успех развития человека может заключаться, наоборот, в выходе за ограниченность своей ближайшей среды, а вовсе не в приспособлении к ней, которое в этих обстоятельствах будет только препятствовать возможно более полному выражению в нем богатства подлинно человеческих черт и способностей. Вот почему понятие о приспособлении человека к окружающей его общественной среде звучит по меньшей мере двусмысленно — и в социальном и в этическом отношениях.
Развитие, жизнь человека требует, конечно, поддержания непрерывного взаимодействия, обмена веществ между ним и природной средой. Это взаимодействие, этот обмен веществ между человеком и природой осуществляют процесс его приспособления к природе. Однако человек не просто приспосабливается к окружающей его природе, но производит средства для своего существования. Благодаря этому в отличие от животных человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует этот процесс. При этом средства, способности и умения, необходимые для осуществления деятельности, опосредствующей его связь с природой, он находит в обществе, в том мире, который преобразован общественно-историческим процессом. Чтобы сделать их своими средствами, своими способностями, своими умениями, он должен вступить в отношения к людям и к предметной человеческой действительности. В развитии этих отношений и совершается процесс его онтогенетического развития. Как и развитие животных в естественной среде, развитие человека имеет экологический характер (т.е. зависит от внешних условий), но в отличие от эволюции животных оно не является процессом приспособительным в собственном, биологическом, значении этого термина.
Если в условиях антагонистического классового общества большинство людей, принадлежащих к эксплуатируемым классам и угнетенным народам, вынуждено заниматься почти исключительно грубым физическим трудом, то связанные с этим затруднения в развитии высших духовных способностей объясняются не их «неприспособленностью» к более высоким требованиям, а тем не зависящим от них самих местом в системе общественных отношений, которое выпадает на их долю. Последнее, определяя собой возможности присвоения ими человеческой деятельности, определяет и возможность их «приспособления» — развития их человеческой природы, их человеческих способностей и свойств.
На всем протяжении истории классового общества воплощение достижений развития совокупной деятельности человечества и совокупности человеческих способностей в развитии отдельных индивидов оставалось односторонним и частичным. Только уничтожение господства частной собственности и порождаемых ею антагонистических отношений создает такие условия, которые уничтожают необходимость подобной односторонности индивидов. Этим создаются условия, при которых основной принцип онтогенетического развития человека — воспроизведение в свойствах и способностях индивида всесторонних свойств и способностей, сформировавшихся в ходе общественно-исторического процесса, — впервые получает полный простор для своего проявления.
Это значит, что проявление основного принципа уже не ограничено практическим «отчуждением» от человека мира человеческих достижений и что теперь впервые полностью может реализоваться призвание, важнейшее назначение, первейшая задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности.
Изучение конкретных законов процесса реализации этого призвания, этого назначения человека и составляет важнейшую задачу научной психологии нашей эпохи.
Понятие интериоризации и экстериоризации.
В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.
Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.
Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.
Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.
Развитие сознания в филогенезе.
- 1. Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле
- 2. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке.
- 3. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Методология науки и науковедение
- 4. Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования.
- 5. Понятие методологического подхода.
- 6. Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.
- 7. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии
- 8. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.
- 9. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Стадии развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
- I. Классическая наука:
- II. Неклассическая наука
- III. Постнеклассическая наука
- 10. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания
- 11. Понятие парадигмы и научной революции по т. Куну
- 1. История психологии - ее предмет и задачи
- 2. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологического знания.
- 3. Периодизация истории психологических знаний.
- 4. Методы и источники истории психологии.
- 5. Принципы историко-психологического анализа.
- 3. Выявление социально-психологической направленности или идеологической сущности психических явлений.
- 6. Значение и место истории в системе современной психологии.
- 1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в х1х. Исследования ч. Белла, и. Мюллера, э.Х. Вебера, г. Гельмгольца, ф.А. Галля.
- 2. Возникновение психофизики и психометрии. Работы г. Фехнера и Дондерса
- 3. В. Вундт и становление экспериментальной психологии.
- 4. И. М. Сеченов и становление научной психологии в России.
- 5. Экспериментальные исследования в области восприятия, памяти, мышления, навыков.
- 6. Возникновение дифференциальной психологии.
- 7. Исследование ф. Гальтона в области способностей и измерения интеллекта.
- 8. Тесты Бинэ-Симона
- 9. Приложение психологии к медицине, к области промышленного производства.
- 10. Возникновение психотехники.
- 11. Проблема соотношения теории и практики в связи с ростом прикладных исследований в психологии.
- 1. Общая характеристика кризиса в психологии.
- 2. Бихевиоризм как новое направление в психологии.
- 3. Необихевиоризм и его варианты.
- 4. Анализ решения проблемы объективности психологического исследования в бихевиоризме.
- 5. Гештальтисихология. Основные направления в области восприятия, мышления, личности. Оценка решения проблемы целостности в гештальтисихологии.
- 6. Глубинная психология. Психоанализ з. Фрейда. Проблема бессознательного в психологии.
- Метод лечения неврозов
- Теория личности
- Теория общества
- 7. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 8. Аналитическая психология к. Юнга.
- 9. Неофрейдизм и его варианты.
- 10. Концепция человека и личности в глубинной психологии.
- 11. Французская социологическая школа. Основные идеи э. Дюркгейма. Учение Леви-Брюля о типах мышления.
- 12. Описательная психология. «Философия жизни» в Дильтея.
- 13.Основные идеи э. Шпрангера
- 4. Становление и тенденции развития отечественной психологии.
- 1. Работа в области психологической теории.
- 1 Этап: 20-30-е гг. Хх в.
- 2 Этап: развитие психологии в годы вов
- 3 Этап: вторая половина 60 – конец 80 гг.
- 4 Этап: 90-е гг. И современность
- 2. Поведенческие направления (рефлексология, реактология, психология м.Я. Басова и др.)
- 3. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 4. Учение о деятельности а.Н. Леонтьева.
- 5.Психология с.Л. Рубинштейна.
- 6. Теория формирования умственных действий и понятий п.Я. Гальперина
- 7. Развитие психологической теории в трудах б.Г. Ананьева.
- 8. Исследования б.Г. Теплова в области дифференциальной психофизиологии.
- 9. Основные идеи и работы а.Р. Лурии.
- 10. Основные достижения в области детской и педагогической психологии (л.И. Божович, ав. Запорожец, д.Б. Эльконин, в.В. Давыдов).
- 5. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
- 1. Основные идеи когнитивной психологии и ее представители (д. Брунер, д. Норман, л. Фестингер, ф. Хайдер и др.)
- Классификация
- 2. Гуманистическая психология: основные представители, понятия, идеи (г. Олпорт, ш. Бюлер, к. Роджерс, а. Маслоу.)
- 3. Логотерапия в. Франкла.
- 4. Женевская школа генетической психологии ж. Пиаже.
- 1. Познавательные процессы: общая характеристика.
- 1. Психика и познание.
- 2. Взаимосвязь познавательных процессов.
- 3. Общая характеристика ступени чувственного познания.
- 4. Понятие и критерии чувствительности по а.Н. Леонтьеву.
- 5. Проблема происхождения чувствительности.
- 6. Связь познавательных психических процессов с деятельностью.
- 2. Понятие об ощущении.
- 1. Ощущение как компонент сенсомоторной реакции (с.Л. Рубинштейн).
- 2. Физиологические механизмы возникновения ощущений. Строение анализатора.
- 3. Концепция специфической энергии органов чувств й. Мюллера.
- 4. Свойства и закономерности ощущений.
- 3. Классификация ощущений
- 1. Классификация ощущений по модальности.
- 2. Классификация ощущений исходя из свойств раздражителей.
- 3. Генетическая классификация г. Хэда.
- 4. Классификация ч. Шеррингтона.
- 5. Абсолютная и разностная чувствительность. Понятие сенсорного порога. Абсолютные и разностный пороги. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера
- 4. Восприятие
- 1. Феноменология восприятия.
- 2. Связь восприятия с другими психическими процессами.
- Сравнение ощущения и восприятия
- 3. Теории восприятия.
- Структурализм
- Функционализм
- Конфигуроционизм (гештальт подход)
- Конструктивистский подход
- Экономический подход
- 4. Теория перцептивных действий.
- 5. Понятие «гештальт».
- Принципы гештальта
- Гештальт качества
- Константы восприятия
- Фигура и фон
- 6. Законы формирования образа восприятия в гештальтпсихологии.
- 7. Восприятие пространства (расстояния, направления, величины, формы)
- 8. Восприятие времени.
- 9. Основные свойства перцептивных образов.
- 10. Отличие образов восприятия от представления.
- 11. Виды представлений.
- По ведущим анализаторы (по модальностям)
- По степени обобщенности
- По происхождению
- По степени волевых усилий
- 12. Роль представлений в формировании образа объективной действительности.
- 1. Понятие «внимания», его значение и функции.
- 1. Особенности внимания как психического процесса.
- 2. Характеристики внимания как самостоятельного процесса.
- 3. Функции внимания.
- 4. Факторы, определяющие внимание.
- 5. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
- 6. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебание, распределение, переключение.
- 2. Физиологические основы внимания.
- 1. Теория общего двигательного поля («воронка Шеррингтона»).
- 2. Принцип доминанты а.А. Ухтомского.
- 3. Нейрофизиологические механизмы внимания.
- 4. Ориентировочный рефлекс как основа внимания.
- 3. Теории внимания.
- 1. Внимание как результат двигательного приспособления.
- 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.
- 3. Внимание как результат эмоций.
- 4. Внимание как усиление нервного раздражения.
- 5. Внимание как результат апперцепции.
- 6. Понятие внимания в гештальт-психологии.
- 7. Теории внимания в когнитивной психологии.
- 8. Модели ранней селекции: модель фильтра д. Бродбента, модель аттенюатора а. Трейсман.
- 9. Теории поздней секции.
- 10. Концепция внимания как умственного усилия д. Канемана.
- 11. Внимание как функция умственного контроля (п.Я. Гальперин).
- 12. Теория установки и проблема внимания по д.Н. Узнадзе.
- 13. Внимание как высшая психическая функция (л.С. Выготский).
- 1. Понятие о памяти.
- 1. Понятие «память».
- 2. Роль памяти в жизнедеятельности человека.
- 3. Виды памяти: по характеру психической активности, по использованию средств для запоминания, по времени хранения информации в памяти, по наличию цели.
- I. По характеру психической активности:
- III. По использованию дополнительных средств:
- IV. По продолжительности сохранения материала:
- V. По участию наследственных механизмов:
- 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
- 6. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание.
- 7. Факторы, влияющие на сохранение и препятствующие забыванию информации.
- 2. Теории памяти.
- 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.
- 2. Теория памяти в бихевиоризме.
- 3. Структурная теория памяти в гештальтпсихологии.
- 4. Эксперименты б.В. Зейгарник, г.В. Биренбаум. Эффект Зейгарник
- 5. Проблема памяти в когнитивной психологии.
- 6. Эксперименты а.А. Смирнова, п.И. Зинченко.
- 7. Культурно-исторический подход к процессу развития памяти.
- 1. Понятие мышления, методы исследования мышления.
- 1. Науки, изучающие мышление.
- 2. Специфика изучения мышления в психологии.
- 3. Мышление и непосредственно-чувственное познание.
- 4. Методы исследования мышления.
- 5. Понятие мышления в зарубежной и отечественной психологии (у.Джемс, к.Дункер, отечественный подход – с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев). У. Джемс
- К. Дункер (гештальтпсихология)
- 6. Мышление как познавательный психический процесс.
- Мышление как процесс
- 2. Виды мышления.
- 1. Критерии классификации видов мышления.
- 2. По последовательности формирования в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
- 3. По типу решаемых задач: практическое и теоретическое мышление (б.М. Теплов).
- 4. Интуитивное и аналитическое мышление.
- 5. Творческое и критическое мышление (г.Линдсей, к.С.Холл, р.Ф.Томпсон).
- 6. Реалистическое и аутистическое мышление (э.Блейлер).
- 7. Первобытное мышление (л.Леви-Брюль и др., с.Л. Рубинштейн).
- 8. Произвольное и непроизвольное мышление.
- 3. Теоретические подходы к изучению мышления.
- Ассоциативная теория мышления
- Вюрцбургская школа
- Теория мышления в гештальтпсихологии
- Теория мышления в бихевиоризме (Дж.Уотсон, б.Скиннер, э.Толмен)
- Психоаналитическая теория мышления (з.Фрейд, э.Блейлер)
- Теория интеллекта ж.Пиаже
- 1) Учение о функциях интеллекта
- 2) Учение о стадиях развитии интеллекта
- Культурно-историческая теория высших психических функций (л.С.Выготский)
- Теория развития понятийного мышления (л.С. Выготский)
- Теория мышления с.Л. Рубинштейна
- Теория мышления как деятельности (о.К.Тихомиров)
- Теория формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 4. Интеллект
- 1. Подходы к определению понятия интеллекта.
- 2. Теории и модели интеллекта: двух-факторная модель к.Спирмена, многофакторная модель интеллекта л.Терстоуна, модель интеллекта Дж.Гилфорда, теория интеллекта Дж.Кеттелла
- 5. Развитие мышления.
- 2. Филогенетический аспект развития мышления: врожденные и индивидуально-изменчивые формы поведения, интеллектуальное поведение животных.
- 3. Социогенетический аспект развития мышления: различия интеллектуального поведения животных и интеллектуального поведения человека, роль трудовой деятельности в развитии мышления.
- 6. Психология речи
- 1. Понятия языка и речи.
- 2. Взаимосвязь мышления и речи.
- 3. Генетические корни мышления и речи (л.С.Выготский).
- 4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
- 5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
- 6. Функции речи.
- Теория Жинкина-Горелова
- Теории эгоцентрической речи л.С. Выготского и ж.Пиаже
- Теория автономной речи Выготского
- 8. Онтогенетическое развитие речи.
- 1. Основные проблемы психологии эмоций
- 1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
- 2. Виды эмоциональных процессов: эмоциональный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, настроение, чувства. Понятие эмоционального состояния.
- 3. Психологический стресс. Стадии стресса. Влияние психологического стресса на соматические функции.
- 4. Возможность экспериментального исследования эмоций. Психофизиологические и психологические методы исследования эмоций.
- 2. Основные направления развития представлений об эмоциях
- 1. Проблема выражения эмоций в теории ч. Дарвина.
- 2. Интроспективная традиция изучения чувств. Взгляды в. Вундта на природу чувств и их характеристики (3 измерения чувств).
- 3. Периферическая теория у. Джеймса и к. Ланге.
- 4. Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.
- 5. Бихевиористский подход к проблеме эмоций.
- 6. Когнитивные теории эмоций (с. Шехтер, р. Лазарус).
- 7. Теория эмоций п.В. Симонова.
- 8. Теория дифференциальных эмоций к. Изарда.
- 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности.
- 1. Потребности как источник активности.
- 2. Стадии существования потребности (а.Н. Леонтьев).
- 3. Общая характеристика мотива.
- 4. Виды мотивационных образований.
- 5. Понятие и виды ценностных ориентаций.
- 6. Мотивация как процесс.
- 7. Виды мотивации.
- 8. Мотивация отдельных видов деятельности.
- 9. Методы исследования мотивации.
- 2. Основные теоретические подходы к изучению мотивации.
- 1. История изучения детерминации активности человека и животных (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, французские материалисты 18 века и др.).
- 2. Бихевиоризм и необихевиоризм о мотивации поведения (Дж.Уотсон, к. Халл, э. Толмен).
- 3. Психоаналитические теории мотивации (з. Фрейд, а. Адлер, к. Юнг).
- Модель редукции влечения (теория мотивации Фрейда)
- 4. Вопросы мотивации в работах гештальт-психологов (к. Левин).
- 5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).
- 6. Проблема мотивации в деятельностном подходе.
- 7. Понимание потребностно-мотивационной сферы деятельности в работах а.Н. Леонтьева. Проблема полимотивации деятельности.
- 8. Представления с.Л. Рубинштейна о мотивационной сфере личности.
- 4. Специфика непроизвольной и произвольной детерминации активности. Сравнительная характеристика произвольного и волевого действия.
- 5. Функции воли: селективная, стабилизирующая, инициирующая, тормозящая.
- 6. Структура волевого акта (с.Л. Рубинштейн).
- 7. Волевые процессы и их изучение.
- 8. Понятие волевых качеств личности.
- 9. Структура волевых качеств (е.П. Ильин).
- 1. Методологические основы психологии личности.
- 1. История и развитие представлений о личности.
- 2. Европейский рационализм 17-18 веков и его концепции человека.
- 3. Концепция личности в разных философско-методологических системах.
- 4. Личность как предмет психологического исследования.
- 5. Понятие о личности в современной психологии.
- 6. Методологические проблемы психологии личности.
- 7. Четыре методологических уровня изучения личности (в концепции а.Г. Асмолова). Основные пути исследования личности в отечественной и зарубежной психологии.
- 1. Уровень философской методологии.
- 3. Уровень конкретной научной методологии
- 8. Идея личности в российской психологии. Проблема личности в отечественных психологических школах
- Современные исследования в области психологии личности
- 2. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 1. Индивид и личность в концепциях а.Н. Леонтьева, б.Г. Ананьева, а.Г. Асмолова.
- 2. Индивидные свойства как предмет дифференциальной психологии.
- 3. Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.
- 4. Социальные условия развития личности.
- 5. Понятие социальной ситуации развития личности (л.C. Выготский, б.Г. Ананьев, л.И. Божович).
- 6. Характеристика понятий "социальная роль" и "социальный статус".
- 7. Процесс социализации личности, институты социализации.
- 3. Теория личности.
- 1. Психологическая теория: понятие, задачи, требования.
- 3. Теория личности как разновидность психологической теории. Методологические основания теории личности в отечественной психологии.
- 4. Структура личности.
- 1. Понятие о структуре личности.
- 2. Диадный характер построения структуры личности. Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности. Биологическое и социальное в структуре личности (б.Г. Ананьев)
- 3. Факторный подход к структуре личности (р. Кеттелл, г. Айзенк). Теория типов личности (Айзенк)
- Теория черт личности (р. Кеттелл)
- 4. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Дж. Келли).
- 5. Влечение как элемент анализа структуры личности (з. Фрейд).
- 6. «Я» как единица личности (у. Джемс).
- 7. Диспозиция как элемент анализа строения личности (в.А. Ядов).
- 8. Отношение как единица строения личности (а.Ф. Лазурский, в.Н. Мясищев).
- 9. Личность как субъект общественных отношений (с.Л. Рубинштейн).
- 10. Деятельность как единица структуры личности (а.Н. Леонтьев).
- Структура личности
- 5. Индивидные свойства личности. Личность и индивидуальность.
- 1. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
- 2. Классические теории темперамента.
- 3. Современные представления о типах внд человека и их значение для понимания динамических особенностей деятельности (б.М. Теплов, в.Д. Небылицын, в.С. Мерлин, я. Стреляу).
- 4. Личность и индивидуальность. Человек
- Индивидуальность
- 5. Понятие «индивидуальность».
- 6. Подходы к изучению индивидуального характера: постановка проблемы характера в психоанализе з. Фрейда.
- 7. Опыт характерологии к. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.
- 8. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров: концепции к. Леонгарда, п.Б. Ганнушкина, а.Е. Личко.
- 10. Понятие о способностях.
- 11. Задатки как органические предпосылки способностей.
- 12. Общие и специальные способности.
- 13. Взгляды на проблему способностей б.М. Теплова, а.Н. Леонтьева, в.В. Давыдова. А. Н. Леонтьев о формировании способностей
- Б. М. Теплов. Способности и одаренность
- 14. Понятие «одаренность» и ее критерии.
- Признаки одаренности
- Виды одаренности
- 2. Первичное и вторичное обусловливание как механизм развития личности.
- 3. Инстинкты как движущая сила развития личности в психоаналитической теории з. Фрейда.
- 4. Модификация идей классического психоанализа в теориях к. Юнга, а. Адлера, к. Хорни, э. Фромма.
- 5. Представление о движущих силах развития личности в когнитивистской теории (к. Левин, л. Фестингер, Дж. Келли).
- 6. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теории а. Маслоу.
- 7. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (в. Франкл, к. Роджерс).
- 8. Активность субъекта в деятельности как движущая сила развития личности (с.Л. Рубинштейн, а.Н. Леонтьев).
- 7. Периодизация развития личности
- 1. Гетерохронность развития человека. Биологическая, психологическая и социальная зрелость.
- 2. Понятие жизненного пути (б.Г. Ананьев).
- 3. Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности (ж. Пиаже).
- 4. Развитие личности как субъекта нравственного действия (л. Кольберг). Уровни нравственного развития (л.Кольберг)
- 5. Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (з. Фрейд).
- 6. Эпигенетическая периодизация развития личности (э. Эриксон).
- 7. Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (а.Н. Леонтьев, б.Д. Эльконин).
- Периодизация психического развития ребенка (д.Б. Эльконин
- 8. Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
- 1. Социальная психология как наука
- 1. Специфика понимания предмета социальной психологии в американской, европейской и отечественной парадигме.
- Американская парадигма
- Европейская парадигма (парадигма понимания)
- Советская парадигма (парадигма преобразования)
- 2. Соотношение общей и социальной психологии, социальной психологии и социологии.
- 3. Пограничный статус социальной психологии, тенденции его изменения.
- 4. Исторические условия и непосредственные научные предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.
- Психология народов
- Психология масс
- 5. Первые социально-психологические теории.
- Психология народов
- Психология масс
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- 6. Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии. Первые социально-психологические теории и выделение социальной психологии в самостоятельную науку
- Теория инстинктов социального поведения (Макдауголл)
- Кризис социальной психологии (с 50-х нню хх в.)
- Современный период развития социальной психологии
- 2. Социальная психология личности
- 1. Интегральное определение личности.
- 2. Социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
- Динамическая составляющая
- 3. Понятие социализации.
- 4. Содержание, механизмы, институты, агенты, факторы, стадии социализации. Содержание
- Адаптация – механизм социализации.
- Стадии социализации
- Критерии социализации:
- 5. Проблема социальной идентичности личности.
- 6. Понятия десоциализации и ресоциализации.
- 7. Понятие социальной установки.
- 8. Структура социальной установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
- 9.Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
- 10. Соотношение социальных установок и реального поведения (эксперимент Лапьера).
- 11. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения в.А. Ядова.
- 12. Теоретические и практические аспекты проблемы изменения социальных установок.
- 3. Ценностно-нормативная система регуляции социального поведения личности.
- 1. Понятие социальной нормы.
- 2. Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
- 3. Понятие социальных ценностей. Роль ценностных ориентаций в регуляции социального поведения.
- 4. Классификация ценностей, соотношение личностных и социальных ценностей.
- 4. Закономерности общения и взаимодействия
- 1. Понятие и виды социальных отношений.
- 2. Определяющая роль общественных отношений в развитии индивидуального сознания.
- 3. Социальная роль как общественно-необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. «Личностная» окраска (стиль) исполнения социальной роли.
- 4. Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
- 5. Значение общественных отношений для понимания содержательной стороны межличностных отношений.
- 6. Межличностные отношения как реальность общественных отношений, форма их проявления.
- 7. Эмоциональная основа межличностных отношений.
- 8. Общение как реализация общественных и межличностных отношений.
- 9. Соотношение понятий «общение», «деятельность», «личность».
- 10. Личность как субъект общения.
- 11. Значение и функции общения.
- 12. Структура общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная сторона.
- 13. Общение как обмен информацией.
- 14. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
- 15. Типы информации, передаваемой в процессе общения.
- 16. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
- Вербальная коммуникация
- Невербальная коммуникация
- 17. Общение как восприятие людьми друг друга.
- Содержание межличностной перцепции
- Имплицитные теории личности
- 18. Понятие социальной перцепции.
- 19. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
- 20. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
- Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга
- 21. Межличностная аттракция.
- 22. Общение как взаимодействие.
- Социально-психологические механизмы общения
- 23. Место взаимодействия в структуре общения.
- Эффективность общения:
- Классификации ситуации взаимодействия:
- 24. Типы взаимодействия.
- Кооперация
- Конкуренция
- 25. Проблема межличностного конфликта.
- 26. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
- Психология больших социальных групп
- Психология социальных классов
- Психология этнических групп
- II. Реальные
- 1. Понятие и признаки малой группы.
- Границы
- Причины возникновения малых групп
- 2. Основные теории малой группы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 1. Поуровневый анализ групповой структуры
- Модель многоуровневой структуры межличностных отношений Петровского
- Многомерный анализ структуры малой группы
- Композиция и каналы коммуникации малой группы Коммуникативные сети
- 4. Виды малой группы.
- 5. Понятие коллектива и команды.
- 6. Социально-психологический климат группы и его структура. Понятие социально-психологического климата
- Структура социально-психологического климата
- Модели социально-психологического климата
- 7. Понятие сработанности группы.
- 8. Понятие сплоченности: основные подходы в зарубежной и отечественной социальной психологии.
- 9. Психологическая совместимость.
- 10. Понятие, виды и функции норм малой группы
- 11. Основные феномены группового влияния.
- 12. Конформизм: понятие, виды, условия возникновения, значение.
- 13. Общее представление о групповой динамике: понятие и основные элементы.
- Механизмы групповой динамики
- 14. Лидерство и руководство в малой группе. Соотношение понятий «руководство» и «лидерство».
- 15. Статус лидера, способы его достижения.
- 16. Теоретические подходы к изучению лидерства: теория "черт", "ситуационная" и "системная" теории лидерства.
- 17. Функции лидерства.
- 18. Динамика лидерства.
- 19. Типология лидерства.
- 20. Экспериментальное исследование стиля лидерства в школе "групповой динамики" к.Левина.
- 21. Концепция ценностного обмена (р. Л. Кричевский).
- 22. Критерий эффективности лидерства.
- 23. Представление о стадиях развития малой группы в зарубежной и отечественной психологии.
- Зарубежные модели развития
- Двухмерные модели
- Линейные модели
- Отечественные модели развития
- 24. Процесс принятия групповых решений. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой.
- 25. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения.
- 26. Методы повышения эффективности принятия решений группой: "брэйнсторминг", "синэктика" и др.
- 27. Явление "поляризации группы".
- 28. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения.
- 29. Феномен "сдвига риска" и его роль в объяснении природы группового решения (Дж.Стоунер). Сравнительная эффективность групповых и индивидуальных решений.
- 30. Факторы ошибочных групповых решений.
- 31. Феномен "группового духа" (и. Джанис).
- Социальный слой
- Профессиональные группы
- Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии:
- - Объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями;
- - Осознающими общность интересов.
- Проблема национального характера в этнопсихологии
- Этническая идентичность и самосознание.
- Формирование этнического самосознания.
- Основные понятия:
- Гюстав Лебон. Психология народов и масс
- Мнения и верования толпы.
- Эффективность убеждения
- Психологические особенности индивида в толпе
- Поведение толпы
- Слухи и их разновидности
- Психология сплетни
- О пользе слухов и сплетен
- Категория деятельности (По книге Ярошевского) Активность как "субстанция" деятельности
- Внутренняя организация активности
- Внешняя организация активности
- Единство внешней и внутренней организации активности
- Самодвижение активности
- Уровни исследования отражения
- Особенности сознательного отражения действительности человеком
- Методические процедуры самонаблюдения.
- Структура эксперимента.
- Преимущества и недостатки эксперимента
- Проблема валидности и надежности психологического эксперимента.
- Факторы, угрожающие валидности.
- Надежность
- Типы экспериментов по р. Готтсданкеру. Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла. Типы экспериментов по р. Готтсданкеру.
- Экспериментальные схемы Дж. Кэмпбелла.
- 1.4. Формирующие методы
- Классификация психодиагностических методик
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях
- Сознание и отражение
- 1. По сложности научения (у. Торп):
- 2. Связь научения с инстинктом (г. Темборк)
- 3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения
- 5. По способу научения
- Интеллект животных
- Учение об уровне материи, которая свойственна психике
- С. Л. Рубинштейн. Сознание человека историческое развитие сознания у человека проблема антропогенеза.
- 3. Основные принципы психологии
- 1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии
- 2. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического.
- 2) Эпоха механистического детерминизма.
- 3. Принцип развития в психологии
- 4. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность и др.
- 6. Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы.
- 1 Стадия: элементарно-сенсорная психика
- 2. Стадия перцептивной психики
- Развитие психики в ходе онтогенеза
- 1. Пренатальный (эмбриональный) период
- 2. Ранний постанатальный период
- 3. Ювенильный период
- Проблема личности в философии