logo search
Ответы на билеты (ГОСы)

3. По скорости образования временных связей и прочности их сохранения

- классическое научение – для этого вида харарактерно постепенное образование временных связей, определенное время сохранения этих связей и постепенное угасание. Пр., условные рефлексы.

- импринтинг (мгновенное запечатление) К. Лоренц – характеризуется образованием связей после одного сочетания стимула с подкреплением и полным отсутствием угасания.

Особенности импритинга:

Объекты для запечатления:

- латентное научение (скрытое) – это формирование связей между нейтральными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подрепления (У. Торп). Впервые описал латентное научение Толмен (опыт с двумя группами крыс).

Особенности латентного научения:

4. По соотношению основных компонентов процесса научения-

классический условный рефлекс (Павлов И.П.)

инструментальный условный рефлекс (Э. Торндайк)

1. Способ научения

Ассоциация возникает между биологически значимым стимулом и биологически нейтральным (индеферентный). Биологически значимым стимулом является пища, биологически нейтральным является звонок, биологической реакцией является появление слюны на пищу условной реакцией является появление слюны на звонок.

Ассоциация между поведением и его последствиями (ассоциация между попыткой выйти из клетки и успешными действиями)

2. Степень участи животного в формировании рефлекса

Связь между безусловными и условными стимулами формируется при пассивном участии животных

Для формирования связи между реакцией и подкреплением необходимы активные действия животного над объектами окружающей среды.

3. Время подачи условного стимула

Условный стимул должен предшествовать безусловному

Двигательная реакция животного должна предшествовать подкреплению

4. Угасание

В результате отмены безусловного стимула

В результате отмены подкрепления

5. Схемы

УС (звонок) + БС (пища) = УР (выделение слюны на звонок)

ДР + подкрепление = рефлекторная реакция

6. Законы

Закон ассоциаций: если на нервную систему одновременно действуют два раздражителя, то между ними образуется связь.

Закон эффекта: из всех возможных реакций индивидуума более вероятны будут те из них, которые ранее приводили к желательному результату. Скиннер сформулировал принцип подкрепления: то или иное поведение повторяется чаще, если приводит к ситуации, играющей роль подкрепления.